Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

17 мая 2018 19.47

Игорь Федоров: Что будет с омским электротранспортом?

Муниципальному электротранспорту в Омске выжить еще сложнее, чем автотранспорту. И судьба ГЭТа решается уже сейчас!

Александр Румянцев

Комментарии к моей прошлой заметке еще раз показали, что в Омске существует группа товарищей, искренних или неискренних, но любителей 20-летнего лохматья из ПАТП. Им бесполезно говорить, что у города нет денег, что у ПАТП уже почти нет автобусов, что тариф в 40 рублей неподъемен. Оставим эту любовь им. Обращаю внимание, что в своей заметке я сознательно не трогал троллейбусы и трамваи, так как планировал поговорить о них позднее.

И вот это время пришло, причем хотелось бы сакцентировать ваше внимание вот на чем. Я иного раз повторял и еще раз повторю — эта «любовь» к 20-летнему автобусному лохматью ведет к одному очень опасному последствию, который эти «любители» не видят, не понимают или не хотят понимать. Оно заключается в том, что скудные копейки, которые город в состоянии выделять на общественный транспорт, в настоящее время размазываются между автобусами и городским электротранспортом. В итоге умирает и то, и другое, причем автобусы делают это быстрее в силу более быстрого даже нормативного износа, а в Омске к нему еще добавляется состояние дорог. Электротранспорт же есть возможность капиталить, да и дороги для тех же троллейбусов, в силу «магистральности» их маршрутов, получше.

Но при этом именно ГЭТ в силу бОльших затрат на его содержание, более высоких тарифов РЭК и меньшей адаптируемости (нет троллейбусов, условно, средней вместимости, привязка маршрута к проводам и путям) оказывается самым уязвимым видом общественного транспорта в эпоху хронического безденежья. Основную часть денег сжирают автобусы, а ГЭТу остаются сущие крохи. При этом важно понимать — если любые автобусы, даже большие, частный инвестор может купить и поставить на маршрут, и в Омске были тому примеры, то вот в омский электротранспорт он инвестировать не будет, это неокупаемо.

Из всего этого следует логичный вывод. Продолжая рвать глотку за муниципальные автобусы, мы, как это ни парадоксально, приближаем неминуемый и скорый конец омских троллейбусов и трамваев, в первую очередь, конечно, троллейбусов в силу того, что они ходят по тем же улицам, где может ходить и ходит автобус. Обратите внимние, что дублирование автобусов трамваями в Омске почти на 100% прекращено. С пр. Мира, ул. Нефтезаводской, Заозерной, Лукашевича, Гагарина, Интернациональной трамвай благополучно выпилили.

Очевидно же, что после того как омская мэрия закончит реформу ПАТП, она обратит свои взоры на ГЭТ. Ему бы сегодняшних бюджетных 400 млн хватило бы выше крыши и на покупку нового подвижного состава, и на межтарифку, но сегодня эти деньги в значительной массе уйдут в ПАТП на поддержание штанов. И никуда от этого не деться. А раз так, то неизбежно встанет вопрос эффективности в предприятии господина Ткалуна. Прежде всего его ненавязчиво так спросят, а не заменить ли троллейбусные маршруты автобусными? Денег-то на ГЭТ особо нет, ПАТП спасают, а дотация на одного пассажира ГЭТу, исходя из тарифа, максимальная! И если трамваи частично защищены от подобных вопросов тем, что их маршруты проложены там, где автобуса просто нет и не будет, то с троллейбусом все совсем плохо!

И какое решение примет мэр в этом вопросе — я не возьмусь предсказать! Трамвай и троллейбус эффективны при больших пассажиропотоках. Но у выброшенного на окраины омского трамвая его просто нет, а троллейбус дублируется автобусом и всегда есть большой соблазн сэкономить. И даже экологичность ГЭТа может не спасти ситуацию. Понятно, что большой областной центр без электротранса — это нонсенс, позор! Но даже соседняя благополучная Тюмень уничтожила троллейбусы и глазом не моргнула! Астана уничтожила! Караганда, Петропавловск — троллейбуса много где не стало! Ох, боюсь я, что бесконечные попытки спасать ПАТП приведут к гибели омского электротранспорта.

Спасение может быть только одно: мэрии нужно плотно начинать работу с частными инвесторами, чтобы они заходили в Омск с большими и средними автобусами, потому что имеющихся возрастных муниципальных автобусов надолго не хватит. А все усилия и основные бюджетные вливания сосредоточить на электротраспорте Омска. Иначе он умрет еще быстрее, чем ПАТП.

Самое актуальное в рубрике: Колумнисты

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий