Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

01 августа 2018 06.00

Лев Янеев: «Одним росчерком пера можно было поставить крест не просто на бизнесе, а на многочисленных судьбах работников предприятия. Мы выбрали иную политику»

Корреспондент «Нового Омска» Григорий Паньков пообщался с главой омского филиала Россельхозбанка Львом Янеевым, который прокомментировал ситуацию с кредитованием «Сибагрохолдинга» и рассказал о дальнейшем сценарии развития событий.

Насколько инвестиционно привлекательным для банка выглядел «Сибагрохолдинг» на этапе рассмотрения заявки на кредит?

— Чтобы ответить на этот вопрос, давайте остановимся на масштабах бизнеса компании. «Сибагрохолдинг» — это большая агропромышленная группа с 3500 гектарами посевных площадей, а также тепличным комплексом и складскими помещениями для хранения урожая. При цене 10-15 рублей за килограмм картофеля среднегодовая выручка по группе могла исчисляться несколькими сотнями миллионов рублей, а чистая прибыль измерялась бы при этом десятками миллионов.

Этот порядок цифр иллюстрирует хорошие финансовые показатели компании…

— Именно поэтому когда представители «Сибагрохолдинга» обратились в Россельхозбанк за займом, у нас не возникло вопросов. Я и мои коллеги прекрасно знали фактуру, о которой я сказал выше. В итоге банком было вынесено положительное решение по выдаче кредита, структура которого состояла из трех частей.

Первая часть — рефинансирование остатка 150-миллионного кредита, выданного Сбербанком на строительство теплицы. Заемщиком этот кредит обслуживался довольно продолжительное время и без каких-либо нарушений.

Вторая часть — лимит на приобретение сельскохозяйственной техники, складов, вентиляционного и холодильного оборудования.

Третья часть — инвестиционный проект по мелиорации земель. Нам как банку было предложено профинансировать работы по подведению воды к полям. Благодаря мелиорации, компания уходила от риска засухи, а значит, обеспечивала стабильное получение урожая и гарантировала стабильное обслуживание кредита.

 Что произошло спустя некоторое время?

— К сожалению, спустя некоторое время произошел ряд событий, в том числе носящих макроэкономический характер. Дело в том, что последние лет восемь овощеводство было сверхприбыльным. Рентабельность по чистой прибыли доходила у некоторых компаний до 50% и даже выше. Естественно, что инвесторы стали смотреть на овощеводство как на высокомаржинальный вид бизнеса и агрохолдинги стали организовываться в большом количестве.

Однако в последние два года на отрасль стали действовать негативные тренды. Первый — возникло перепроизводство овощей. Например, только в 2015 году рост производства составил более 15% из-за установившихся благоприятных погодных условий в стране. Второй тренд — упрощение ввоза овощей. Я говорю как об импорте в рамках таможенного союза из стран ближнего зарубежья, так и о появлении продукции из Китая, которую поставляют через Казахстан. Эти тенденции в итоге и привели к снижению цен на овощные культуры. В частности, картофель стал продаваться по цене 5,5-6 рублей, вместо прежних 10-15 рублей. Как вы понимаете, заранее предусмотреть такие макроэкономические последствия собственникам бизнеса было проблематично. Поэтому «Сибагрохолдинг» и ряд других «коллег по цеху» потерпели крах и вошли в стадию дефолта.

Какую позицию занял РСХБ, учитывая эти новые реалии?

— В этой ситуации Россельхозбанк был готов реструктурировать задолженность заемщика. Мы понимали, что слабые игроки уйдут, а те, кому будет протянута рука помощи, смогут выжить и позже «отгасить» кредиты.

К большому сожалению, все лизинговые компании из партнерского пула «Сибагрохолдинга» кроме «Европлана» действовали по иному сценарию и отказались пойти навстречу компании. Они расторгли договоры в одностороннем порядке и изъяли технику. Причем это произошло в июне-июле прошлого года — практически накануне уборочной. Сложилась крайне неприятная для собственника бизнеса ситуация — урожай в поле, но его нечем убирать.

Словно эффект домино еще одно непредвиденное событие: подрядчик, который строил складские помещения «Сибагрохолдинга», подал на банкротство.

В этой кризисной ситуации было принято решение помочь производителю остаться на плаву. Первым шагом для достижения этой цели стал переход во внешнее управление. Благодаря этому компания смогла собрать урожай и приобрести недостающие единицы техники.

Вторым шагом стало включение в программу реализации продаж профильных и непрофильных активов. В результате этой деятельности с «Сибагрохолдингом» на текущий момент уже согласована реализация тепличного комплекса.

Почему банк не стал реализовывать готовый комплекс целиком?

— На мой взгляд, просто распилить и сдать на металлолом такой масштабный комплекс в угоду кредиторам недальновидно. Мы придерживаемся мнения — лучше сохранить в регионе перспективного сельскохозяйственного производителя.

Отмечу, что сейчас хозяйство «Сибагрохолдинга» укомплектовано техникой: в теплице собран урожай томатов, а картофель посажен на полях. Сотрудники готовятся к его уборке. Это наглядный пример нашей созидательной работы во внешнем управлении.

Насколько нам известно, в качестве залога по кредиту фигурировало здание на Фрунзе, 52.

— Все верно. Это непрофильный актив площадью 5,5 тыс. кв. м, из которых филиал Россельхозбанка занимает около половины. Решение о принятии этого актива в качестве частичного погашения задолженности было принято на уровне головного офиса банка. С собственником была согласована приемлемая для обеих сторон цена. Согласитесь, было бы странно отказаться от помещения, где расположен Омский филиал РСХБ, и вместо этого продать его за бесценок. Конечно, мы не знаем, какие условия мог бы выдвинуть новый владелец, но давайте представим, что они оказались бы крайне невыгодными для банка. Это серьезный риск, который мог бы привести к негативным последствиям.

Замечу также, что мы получили помещение по цене около 36 тыс. рублей за квадратный метр, что является объективной рыночной ценой за недвижимость в центре города. В настоящий момент происходит разделение помещения на банковские и небанковские площади, а затем более половины площадей будет реализована.

В СМИ появилась информация, что поручительство с Калинина по этому кредиту якобы снято. Что вы можете сказать об этом?

— Никто не освобождал Сергея Петровича от поручительства по кредиту. Оно продолжает действовать.

Какова дальнейшая судьба «Сибагрохолдинга»?

— В ситуации с «Сибагрохолдингом» мы идем по пути «отгашивания» кредита и сохранения деятельности сельскохозяйственного производителя на территории региона.

Ограничиться продажей активов — это не самый конструктивный вариант. Новый собственник приобретет готовые объекты по крайне низкой цене и может прекратить деятельность предприятия. В итоге около 350 человек потеряют рабочие места, регион — налоговые поступления, а банк сформирует убытки.

Одним росчерком пера можно было поставить крест не просто на бизнесе, а на многочисленных судьбах работников предприятия. Мы выбрали иную политику и абсолютно уверены: реструктуризации долга — это конструктивный путь, который в конечном итоге устроит всех.

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий