
Новый Омск
06 августа 2018 15.41
Владимир Ярковой о новой судебной реформе: «Я не слышал о желающих перейти из Омского областного суда в новые апелляционные и кассационные суды»
На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал закон о создании новых апелляционных и кассационных судов, которые должны заработать к осени 2019 года. «Новый Омск» выяснил у председателя Омского областного суда Владимира Яркового, что изменится в российской судебной системе, сколько ставок отдадут в новые суды из региона и почему был выбран Новосибирск, а не Омск для размещения апелляционного суда.
Владимир Алексеевич, насколько важно создание новых апелляционных и кассационных судов?
— Ровно настолько, насколько без их создания оказалась бы невозможна реализация в целом концепции современного правосудия в нашей стране. Безусловно, прочность нашей судебной системы в ее текущем состоянии и приспособленность к реалиям сегодняшнего дня достаточна для того, чтобы реализовывать поставленные перед ней задачи в течение еще очень длительного времени. Запрос на эти изменения рожден отнюдь не в недрах самой судебной системы или государственного аппарата. Содержание и общий контур предлагаемых преобразований — это лучший пример того, насколько чутко наше государство воспринимает импульсы общественных процессов и адекватно реагирует на них. Ведь реформа не решает никакие чисто организационные и управленческие проблемы, наоборот, она ставит новые непростые задачи перед руководством Верховного суда и профильными ведомствами. Более того, простым людям будет порой тяжелее добраться до рассматривающего их дело суда. Но это та цена, которую, видимо, необходимо заплатить за воплощение модели такой организации судопроизводства, в которой осуществляющие проверку принимаемых судами решений инстанции оказались бы максимально отделены и отдалены от принимающих эти решения нижестоящих судов.
Конечно, те изменения, которые предусмотрены данной законодательной инициативой, объективно приняты в большей части под давлением либеральной общественности. Но это актуальный тренд, против которого возражать очень сложно.
В чем особенности этой реформы?
— Кассационная система полностью уводится из юрисдикции областных и приравненных к ним судов. Это именно то, чего так долго требовали многие общественники и правозащитники. Я не берусь прогнозировать, насколько существенно это повлияет на изменение правоприменительной практики. Мы с вами об этом сможет поговорить только через год. Изменится ли количество кассационных вмешательств с выделением кассационных инстанций в отдельную структуру, для меня большой вопрос. А ведь именно количество и качество отмен вышестоящим судом принимаемых нижестоящими судами решений — главный индикатор эффективности инстанционного производства.
Что же касается апелляции, то, если мы возьмем общую статистику дел, которые выведены из-под юрисдикции областного суда, эта цифра окажется очень незначительной. Апелляционный пересмотр и сейчас обеспечен по этим категориям дел. Вы же знаете, что апелляция коснется только дел, которые рассматриваются по первой инстанции областным судом. Сейчас эти дела будут рассматривать вновь образованные апелляционные суды. Основная часть — почти 1 млн уголовных дел — остаются в юрисдикции областных и приравненных к ним судов. И лишь порядка 1800-1900 дел будут отданы для пересмотра в новые апелляционные суды. Важно, что по-прежнему апелляционной инстанцией к районным судам останется областной суд.
По вашему мнению, насколько повлияют нововведения на судебную систему?
— Все те, кто имеет практическое, а не умозрительное представление о работе государственных и правовых механизмов, понимают, что переходный период будет очень сложным. Пока он никак не регламентирован. Мы знаем лишь, что новые суды начнут действовать с момента их укомплектования наполовину. Те процессуальные функции, которые областной суд выполняет, продолжит их выполнять и в период организационной работы по передаче соответствующих функций учреждаемым судам. Как всякая реформа, она несколько тревожит. С одной стороны, я понимаю, что мы полностью не перестраиваем нашу систему по модели, реализуемой арбитражными судами. С другой стороны — это оправданно. Из-за существенно большего количества дел передавать все дела из областных и приравненных к ним судов на апелляцию во вновь создаваемые суды в том виде, как это делается в арбитражном судопроизводстве, мы просто пока еще не в состоянии. Поэтому Верховный суд все это оценил и Совет судей с ним согласился, что мы идем в этом направлении поступательно, но чуть-чуть медленнее.
Не кажется ли вам, что это дорогостоящий эксперимент?
— Насколько это будет дорого стоить, подсчитают экономисты. В законопроектах указано, что значительных затрат не будет, поскольку судейский корпус останется в том же численном составе и все комплектование кассационных и апелляционных судов будет за счет областных судов. 80 единиц будет отдано из штата Верховного суда, более 800 — из областных и краевых судов. По назначению кто-то перейдет из районных судов. Предполагаю, что комплектование будет сложным. Никто же принудительно никого не сможет заставить перейти из областного в кассационные и апелляционные суды. Проходить процедуру рекомендации кандидаты будут также, как проходит комплектование в апелляционных и кассационных арбитражных судах, через Высшую квалификационную коллегию судей. На это дан год. Кандидатуры председателей же определят до конца этого года.
Скажите, есть ли желающие в Омском областном суде перейти в новые суды. Может быть, кто-то из ваших коллег в разговоре допускал такую возможность? Сколько ставок должно быть передано новым судам?
— Откровенно говоря, я не слышал о желающих перейти из областного суда. Поэтому таких людей в целом будет немного. Вы знаете, областные суды укомплектованы людьми достаточно зрелого возраста. С годами люди врастают в окружающую их социальную среду: здесь у них родственники, друзья, налаженный быт и прочее. Единицы мы, конечно, отдадим, но мало кто захочет переезжать. По плану мы единовременно потеряем как минимум десять человек. Мы должны найти их в нижестоящих судах. Видимо, будут какие-то послабления при кадровом подборе. Из районных судов желающих будет больше. Он (районный судья. — прим. «НО») и так мечтал работать в областном суде, а тут — сразу в апелляцию или кассацию. Вчера его решения правил судья областного суда, а завтра у него появится возможность диктовать свою волю и свое видение правоприменения этому самому судье областного суда. Поэтому, скорее всего, судей будут набирать в тех регионах, где будет размещаться новый суд.
Насколько мне известно, сейчас трудно найти и претендентов в районные суды?
— Да, проблема огромная. Мы сейчас испытываем трудности с комплектованием районного суда. Опять же, в ответ на общественный запрос, ответственные структуры администрации президента РФ, ее кадровая комиссия, повышают требования к кандидатурам судей. Сейчас критерии отбора настолько строгие, что у нас часто даже конкурса не бывает в федеральные судьи, как несколько лет назад. И если мы найдем такого кандидата, чтобы ни супруг, ни дети нигде не работали, создавая конфликт интересов, и родственники даже не были подвержены административному взысканию, то и его на финальной стадии рассмотрения могут забраковать.
Как вы оцениваете выбор размещения апелляции в Новосибирске и кассации в Кемерово?
— Новосибирск, по моему мнению, был выбран абсолютно правильно. В Томске, который предлагался в качестве альтернативы, даже нет железнодорожной линии, соединяющей его с остальной Сибирью. Туда ведет тупиковая ветвь. Вот Кемерово не обладает преимуществами, близко сравнимыми с Новосибирском, но там, как и в Новосибирске, просто нашлись свободные площади. А вот нам нечего было предложить. Мы сами еле-еле смогли найти ресурсы для строительства нового областного суда.
Что изменится для рядового гражданина с введение новых судов?
— Конечно, у обычных граждан могут возникнуть сложности. Поэтому нам придется шире практиковать видеоконференцсвязь. Но человек еще долго будет иметь желание лично присутствовать. Для кассации это, как правило, не так важно, а вот в апелляции человеку иногда очень важно участвовать в заседании. Может, поэтому изменения в апелляции в основном коснулись тех дел, которые и раньше требовали поездки в Москву.
Самое актуальное в рубрике: Работа и учеба
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 15566
Самое читаемое


















Комментарии пользователей (всего 3):