
Владимир Радул: «День тишины» у нас растянулся на всю выборную кампанию»
Бывший глава аппарата губернатора Леонида Полежаева, а ныне проректор по внешним связям, доцент кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии Владимир Радул рассказал «Новому Омску», на какой результат может рассчитывать 9 сентября Александр Бурков и почему выборная кампания проходит настолько незаметно и спокойно.
Владимир Владимирович, через месяц в Омской области пройдут выборы губернатора. Признаться, впервые на моей памяти избирательная кампания регионального уровня проходит настолько тихо и незаметно. Как вы можете ее охарактеризовать?
— На мой взгляд, это одна из самых грамотных предвыборных кампаний. Она проходит достаточно технично и технологично: от изменения выборного законодательства, когда самовыдвиженцам дали возможность участвовать в выборах, до нейтрализации предвыборного поля и отсутствия скандалов с региональными группами влияния. Спокойная атмосфера — это результат встреч, переговоров с различными кланами, компромиссов. В выборном законодательстве есть понятие «день тишины» перед днем голосования. У нас же день тишины растянулся на весь период избирательной кампании.
Отсутствие реальной конкуренции на выборах — это результат дипломатической работы команды Буркова или отражение объективной реальности — просто никто не хочет идти в губернаторы?
— На мой взгляд, скорее дипломатический успех. Хотя тут можно порассуждать, какой именно команды — местных чиновников или все-таки федеральных. Нынешняя «гонка», на мой взгляд, является региональной калькой президентской кампании. Полагаю, что все принципиальное решения (поддержка от КПРФ, стратегия в агитации и прочее) принимались в Москве. Федералы задают и общий тон ведения кампании — установку на спокойствие без провокаций, назойливости, чтобы не поднимать волну недовольства в тех напряженных условиях, когда проходят знаковые изменения в федеральном законодательстве — увеличение НДС, пенсионная реформа.
«Тихая» региональная кампания, как утверждают эксперты, не способствует высокой явке. Команда врио учитывает эти риски, на ваш взгляд?
— А высокая явка вообще необходима? Понятно, что она дает более репрезентативный результат. Но в тех случаях, когда кампания выстроена грамотно, чистую победу можно получить и без гонок за показательно высокой явкой.
Вячеславу Двораковскому все пять лет припоминали, что всего 17% омичей пришли за него проголосовать...
— Омск действительно очень долго рассуждал на тему легитимности избрания Вячеслава Двораковского мэром. Тем не менее он взял и отработал пять лет на этом посту. Какую оценку дать его работе? Каждый решает для себя сам. Но разве имеет право рассуждать о нелигитимности условный омич, который в день голосования пролежал на диване и ничего не сделал для того, чтобы повлиять на результаты выборов?
То есть это была проблема не Двораковского, а омичей?
— Конечно. В случае с губернатором главная роль отводится не явке, хотя она, конечно, имеет важное значение для самоутверждения. А тому, чтобы победить в первом туре, чтобы 9 сентября более 50% пришедших на участки отдали голос за Буркова. В таком случае даже при 20%-ной явке можно будет спокойно отвечать всем оппонентам: «Ну и что? Большинство из тех, кто пришел, проголосовали за меня». При таком раскладе легитимность выборов вряд ли можно поставить под сомнение.
Спрогнозируете? Какой будет явка и результат врио?
— Явка, думаю, окажется не слишком высокая — возможно около 40%. Все-таки будет голосовать область, которая обычно активна на выборах. Что касается результата Александра Буркова, я склоняюсь к 65-70%. Но тут нужно учитывать, в какую сторону качнется протестный электорат, за кого будут голосовать сторонники КПРФ, учитывая, что их кандидат не участвует. Возможно, эти голоса перетянут на себя кандидаты Ложкин (ЛДПР) и Дрязгов («Партия Роста»). Но более реалистичным выглядит второй вариант: большая часть протестного электората просто не пойдет голосовать. Впрочем, сторонники КПРФ могут исполнить рекомендацию своих лидеров пойти поддержать Буркова.
Как вам, кстати, стратегия коммунистов? Впервые в современной истории региона они открыто отказались участвовать в губернаторской кампании.
— Я не осуждаю коммунистов. Зачем? Просто кто-то смог договориться с ними по всем законам политики. Не сумел бы договориться — пришлось бы привлекать больше интеллектуальных и материальных ресурсов, чтобы победить на выборах.
Нет ли у вас ощущения, что эта кампания будет самой бюджетной за все последние годы? Деньги оказались банально не нужны — бороться не с кем, тратить их не на что. Или это ошибочное впечатление?
— Не все измеряется деньгами. Конечно, можно напечатать миллионы газет и завесить все агитационными баннерами. Это дело нехитрое. А можно пойти другим путем. Посмотрите, сколько руководителей федерального уровня приехало в наш город за последние месяцы. И Чемезов был, и президент Молдовы был, и министр Мутко приезжал, высказывался по поводу наших инфраструктурных проектов. Визит последнего, кстати, как я понимаю, можно расценивать как развед-тур перед приездом другого статусного руководителя. В любом случае все эти визиты федералов, договоренности с ними, инициативы, рекомендации позитивно скажутся на регионе. И что же важнее для результата — вложить деньги в агитацию «как у всех» или пригласить в регион ряд лиц федерального значения и решить несколько вопросов?
Самое актуальное в рубрике: Политика
Просмотры: 6593
Самое читаемое


















Комментарии пользователей (всего 19):
Конечно, можно пригласить на эту должность специалиста из Екатеринбурга, чего уж стесняться. Варягов у нас уже много, одним больше - одним меньше. Кстати, некоторые из приезжих, отработав по полгода, до сих пор так и не знают, кто такие Волков, Сутягинский или Каплунат. Но и без этих стратегических знаний получают хорошую зарплату.
А можно в принципе ничего и не менять, оставить Владимира Борисовича и не заморачиваться, все равно ведь тут не надолго, все равно скоро в Москву.