Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

04 октября 2018 16.18

Конспект «Нового Омска»: эволюция общественного транспорта

Директор департамента транспорта Александр Вялков рассказал о переходе на новую модель договорных отношений с перевозчиками — муниципальными и частными.

Вадим Харламов

Почему?

В сентябре 2017 года прошло заседание Госсовета при президенте России Владимире Путине, на котором он уделил внимание пассажирским перевозкам, расставил приоритеты, в соответствии с которыми должна развиваться транспортная отрасль в городах. В первую очередь он четко сформулировал задачу по формированию эффективной, прозрачной и долгосрочной системы пассажирских перевозок. В этой связи возникла необходимость в принятии стандарта пассажирских перевозок, и такой стандарт был принят в декабре. Параллельно Владимир Владимирович говорил о максимальной прозрачности рынка, применении цифровых технологий для контроля за перевозками, для информирования населения и для выявления тех перевозчиков, которые работают на рынке в черную. Исходя из этих требований, администрация Омска решила перейти на новую модель регулирования перевозок.

Зачем?

Администрация Омска как организатор перевозок должна обеспечить безопасные и качественные услуги. Что входит в понятие качества? В первую очередь понимание, когда подойдет автобус или троллейбус. В муниципальном сегменте рынка мы знаем, где находится транспорт (он работает под системой ГЛОНАСС) и как формируется пассажиропоток (благодаря автоматизированной системе оплаты проезда), можем измерить эти параметры и влиять на них. А есть перевозчики не муниципальной формы собственности. Здесь не все прозрачно. Большая их часть не использует ГЛОНАСС, не принимает электронные проездные билеты и транспортные карты. Мы не можем точно сказать, какая часть пассажиров передвигается на маршрутных такси и вышел ли подвижной состав на линию. Страдает в первую очередь пассажир.

Действующая система в немуниципальном сегменте порождает недобросовестную конкуренцию. Где-то у нас густо (это центр), где-то пусто (окраины). Водитель откровенно гоняется за пассажиром, нарушая ПДД. Все это приводит к печальным последствиям.

Все перевозки должны стать регулируемыми. Федеральное законодательство в этой части сформировано, и в нескольких передовых городах — Москве, Санкт-Петербурге, Казани — такая задача уже реализована.

Когда

Мы планируем провести мероприятия в течение 2019 года. Это будет не одномоментная революция, а эволюционный процесс. Перевозчики будут поэтапно заходить в новую финансовую модель. Начиная с конца второго квартала 2019 года и до 2020 года основную часть перевозчиков переведем. Мы еженедельно проводим совещания с коллегами, обсуждаем проблему, ищем краеугольные камни и пути их обхода. Процесс идет. Точные сроки прописаны в документе планирования

Что изменится для частных перевозчиков

Для перевозчиков, которые максимально работают в правовой плоскости, в белую, практически ничего не изменится. На 15 маршрутах перевозчики уже работают по регулируемым тарифам. Используя инфраструктуру города — дороги, остановочные павильоны, организацию дорожного движения, было бы справедливо, чтобы город получал доходы с этой инфраструктуры, а не перевозчик.

Финансовая модель предусматривает полную компенсацию перевозчику всех затрат, связанных с его деятельностью. Мы сделали расчеты и выяснили, что затратная часть складывается из трех составляющих. Самая большая, порядка 70%, это себестоимость перевозок: топливо, зарплата водителя, расходы на обслуживание автомобиля, порядка 2-3% — затраты на использование автоматизированной системы оплаты проезда и навигационной системы, 25-27% — расходы на обновление подвижного состава.

Муниципальный контракт будет заключаться исходя из затрат перевозчика, которые он несет за 1 км пробега. Размер компенсации за 1 км составит примерно 100 рублей на большом классе, 65-70 рублей — на среднем классе и порядка 40-45 рублей — на малом классе.

Город будет определять, где, кому и в какое время работать. Таким образом мы уходим от выгодных и невыгодных маршрутов. Перевозчик будет уверен в том, что окупит свои затраты, независимо от количества пассажиров и маршрута, на котором он будет работать на протяжении срока действия контракта. Разница между доходами и затратами города будет доходами города, разница между начальной ценой контракта и реальными затратами, которые будет нести перевозчик, будет доходами перевозчика.

Департаменту транспорта это дает возможность эффективно использовать имеющийся подвижной состав. Сейчас есть социальные маршруты, по которым вынужден ездить муниципальный транспорт, генерируя убытки. Новая модель позволит равномерно распределить транспортное обслуживание по всему городу. Такие же договоры будут заключаться с муниципальными перевозчиками. Правила будут едины для всех. 

Что изменится для пассажиров

Для пассажиров в худшую сторону точно ничего не изменится. Они смогут использовать мобильное приложение для отслеживания движения всех маршрутов, мобильное приложение для оплаты проезда и электронные проездные билеты на всех маршрутах.

Электронные транспортные карты обязательными не станут — вы сможете рассчитаться наличными. Сейчас распространение проездных тормозит то, что ими можно спользоваться только в муниципальном подвижном составе.

Цифры

В Омске создано 162 маршрута: 148 обслуживают автобусы, 8 — троллейбусы, 6 — трамваи.

По 75 маршрутам перевозки выполняются по регулируемым тарифам, по 87 — по нерегулируемым.

Маршруты обслуживают 64 перевозчика, 2 из них — муниципальные (пассажирское предприятие № 8 и «Электрический транспорт), и 2683 транспортных средства.

Самое актуальное в рубрике: Авто

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий