
Музыкант российского происхождения Ян Максин: «Америка, возможно, помогла мне с настроем. Сейчас я понимаю, что могу изменить мир»
Виртуоз из Чикаго рассказал о сотрудничестве с российскими рок-легендами, о любви к авиации, об американской мечте и том, какой он видит свою миссию.
Фото: Джун Нагано
Ян Максин родился в Санкт-Петербурге, окончил специальную музыкальную школу при Консерватории им. Римского-Корсакова. В 16 лет уехал по обмену в США, где получил высшее образование и остался жить. В профессиональной биографии Яна — работа в оркестре New World Symphony, стажировки у Мстислава Ростроповича, Йо Йо Ма и Бернарда Гринхауза, выступления со Стингом, Андреа Бочелли, Beach Boys, Глорией Эстефан и Снуп Догом.
Сейчас виолончелист занимается сольным творчеством, дает концерты по всему миру и как солист, и как камерный музыкант, записывает студийные альбомы.
1 декабря американский музыкант российского происхождения даст концерт в Омске в рамках гастрольного тура.
Ян, когда вам было 16 лет, вы уехали учиться в Америку. Тогда уже было принято решение, что вы остаетесь в Штатах или вы планировали вернуться в Россию?
— Конечно, оставаться в Америке навсегда я не планировал. Я поехал на год по обмену, когда заканчивал среднюю школу. В это время меня пригласили на прослушивание в консерваторию в Нью-Йорке. Я поступил, и у меня появилась возможность остаться в США еще на четыре года, получить высшее образование. Я не думал, конечно, что Штаты станут моим домом на следующую четверть века, даже больше, уже 27 лет прошло. После консерватории я получил работу в симфоническом оркестре, потом появилась семья и так одно за другим... Я остался.
То есть в Америке у вас было больше возможностей для самореализации?
— Мне трудно судить, но мне кажется, что найти себя можно где угодно. Америка, возможно, помогла мне с определенным настроем. Есть такое понятие, как «американская мечта», это не просто слова. У американцев так построено мышление, что можно достичь чего угодно, если ты об этом мечтаешь и можешь преодолеть все преграды в своей голове.
Фото Ксения Пульбер
Достигли того, о чем мечтали?
— Многие мои мечты сбылись, но процесс бесконечен: постоянно появляются новые желания и цели. Чем больше я расту как музыкант, как общественный деятель, тем больше я понимаю, что многое в моих силах, что я могу изменить мир: не только развлекать людей, но и давать им нечто большее. Сейчас езжу по миру и понимаю, насколько огромной силой обладает музыка. Порой мы говорим на разных языках, имеем религиозные и политические разногласия, но музыка все равно сближает нас. Музыка — один из немногих общих знаменателей, который объединяет всех. Как человек, который обладает этой силой — объединять с помощью музыки, понимаю, что было бы большим грехом не использовать ее.
Вы говорили о том, что ваши руки не были предназначены для виолончели…
— Да, говорил, мои пальцы достаточно тонкие, они больше подходят для скрипки, наверное.
И все же вы уделяли музыке огромное количество времени и стали виолончелистом мирового уровня. А ведь есть примеры великих музыкантов, которые начали свою карьеру довольно поздно. Уважаемый вами музыкант Бил Уизерс, насколько мне известно, начал писать песни после 30 лет. Как вы считаете, залог успеха — терпение и труд или же заложен изначально в человеке дар?
— Я считаю, это комбинация дара и усердия. Мне трудно судить, в каких пропорциях, но, конечно, труд и целеустремленность — без этого никакой талант не выживет и не сможет развиться. А Бил Уизерс — пример того, как человек, обладая определенным мышлением, может добиться чего угодно. Есть и другие примеры. Основателю сети KFC, которая очень популярна сейчас в России, полковнику Сандерсу было более 60 лет, когда он открыл свою первую локацию. Судя по истории, как минимум тысяча человек отказали ему в инвестициях, и только тысяча первый человек дал ему ссуду под первый магазин. Такие прецеденты есть. И еще, конечно, очень важно вдохновение, особенно для молодых людей. Поэтому, если график позволяет, я стараюсь организовать во время поездок встречи в школах — помочь молодым обрести мечту и следовать ей. Еще и в этом я вижу свою миссию.
Фото Андре Габб
Сколько нужно времени уделять инструменту, чтобы достичь высокого уровня мастерства? Каков ваш личный рецепт?
— Когда мне было шесть-семь лет, я не занимался столько, сколько нужно было, поэтому пришлось наверстывать уже в более сознательном возрасте. Я занимался по пять-шесть часов в день в течение многих лет. Я не был вундеркиндом, который выигрывал международные конкурсы в детстве. Можно сказать, что я тоже довольно поздно развил свой талант. Даже сейчас чтобы поддерживать форму, я стараюсь совершенствоваться, каждый день занимаюсь, чтобы в конце дня стать немного лучше. В идеале нужно, помимо концертов и репетиций, играть по четыре часа в день. К сожалению, во время гастролей это не всегда возможно: ночной поезд, интервью, репетиция, концерт, и так каждый день. Но, теряя в репетициях, я приобретаю в чем-то ином. Гастроли для меня — это общение с людьми, возможность выступать перед огромной аудиторией. Я дарю им свою энергию, в ответ мне приходит энергия слушателей. Благодаря этому обмену я расту как артист.
Вы учились в летной школе. Казалось бы, музыка и авиация — две такие разные сферы. Что привлекает вас в полетах?
— Полеты я любил с самого раннего возраста. Мои родители снимали дачу рядом с небольшим аэродромом под Ленинградом. С утра до вечера я смотрел на взлетающие и садящиеся маленькие самолетики, парашютистов, которых выбрасывали из Ан-2. Это погружало меня в совершенно другой мир. А потом, когда мне было 11 лет, пилот одного из этих Ан-2 взял меня с собой в кабину и прокатил. Это оказалось для меня невероятно важным. я впервые увидел Землю с высоты полета легкомоторного самолета. Почувствовал себя каким-то элитарным существом, у меня была уникальная возможность увидеть мир в 3D, как это принято сейчас говорить. Тогда я поставил себе цель научиться пилотировать, и мечта сбылась всего через несколько лет после этого дня. Авиация продолжает оставаться очень важной частью моей жизни. Даже сейчас, когда я летаю на коммерческих рейсах во время гастролей, просто возможность дышать воздухом с запахом керосина, проходить мимо сотен тысяч людей в большом аэропорту, как ни парадоксально, дарит мне большое количество энергии.
Но все же, как мы понимаем, музыка взяла вверх. Вы сказали, что хотели бы посотрудничать с Борисом Гребенщиковым. Что в его музыке вас привлекает?
— Я познакомился с музыкой Гребенщикова, когда мне было десять лет. Его творчество оказало огромное влияние на мое становление как человека и как музыканта. За это я очень благодарен ему, и даже на сегодняшний день я считаю его одним из самых больших своих вдохновителей. Для меня было бы большой честью в какой-то момент выступить с ним.
А вообще в последнее время у меня появилась возможность сотрудничать с самыми разными музыкантами, в том числе с легендами российской рок-музыки. На прошлой неделе в качестве гостя на моем сольном концерте выступил не кто иной, как Федор Чистяков, основатель легендарной группы «Ноль». И у нас так хорошо это получилось, что мы решили сделать совместный проект. Комбинация баяна с виолончелью просто огонь! Это что-то уникальное, была невероятная химия в этот вечер. Также в последнем альбоме я записался вместе с Юрием Наумовым (лидер группы «Проходной двор», но большую часть времени выступает как сольный артист. — Прим. ред.), этот человек тоже подарил мне огромное количество вдохновения. И такие вещи происходят постоянно. Например, совсем недавно я открыл для себя молодую талантливую певицу Марию Чайковскую, с которой тоже очень хотелось бы посотрудничать.
Значит, вы следите за современной российской музыкой?
— Конечно! Я открыт для самых разных вещей. Мне особенно интересно сотрудничать с музыкантами, которые работают в новых для меня жарнах. Для меня это всегда возможность поделиться своей музыкой, открыть новой аудитории виолончель. И, конечно, я черпаю что-то для своего развития: складываю весь опыт в свой музыкальный «чемодан». Этот багаж позволяет мне разнообразить собственный музыкальный язык.
Ян, на просторах интернета часто можно встретить о вас информацию: Ян Максин, играл со Стингом, Андреа Бочелли, Глорией Эстефан и так далее. Но между тем вы невероятно самобытный, профессиональный музыкант, обладающий неповторимым стилем. Вас не расстраивает тот факт, что люди постоянно упоминают эти громкие фамилии для вашего представления? Или же, наоборот, сотрудничество с ними ваша гордость?
— Для меня было большой честью выступать с ними. В свое время эти люди дали мне уверенность в себе. Но в последнее время я стараюсь отойти от чьей-либо тени, скажем так. На сегодняшний день я чувствую, что действительно добился чего-то как сольный артист, и что мне есть что сказать, и нет никакой нужды прятаться за чьей-то спиной.
Вы рассуждали как-то о звании народного артиста…
— Да, я вкладываю в это понятие другой смысл. Для меня народный артист — это человек, который дарит свою музыку огромной аудитории. И он становится народным артистом благодаря энергетике, которую мы с вами обсуждали. Чем глобальнее круговорот энергии, тем крупнее личность. В какой-то момент этот круговорот достигает критической массы, и человек становится народным артистом.
Скажите, а можно ли исполнять миссию объединять людей с помощью музыки, не будучи известным широкой аудитории? Или же популярность необходимое условие?
— Интересный вопрос! Даже не знаю, как ответить… Курица или яйцо в данном случае. Чтобы вы могли внести вклад в жизнь большого количества людей, они должны знать, кто вы такой. Чем больше людей слушают мою музыку, тем счастливее я становлюсь. Я не знаю, как это измерить, но знаю, что тысячи людей каждый день слушают мою музыку в соцсетях и на других платформах, на iTunes например, и меня это радует. Но ничто не может сравниться с живой музыкой. Для этого мне нужно, чтобы люди приходили на концерты. Меня радует, что за последний год в России на всех концертах аншлаги, в некоторые города приезжаю по нескольку раз подряд просто для того, чтобы все могли попасть на концерт. Мой успех измеряется в том, до скольких людей я могу донести музыку, и скольким людям эта музыка важна.
Ваш стиль — смешение жанров и колоритов народной музыки. Вы любите исполнять народные песни и поете на шести языках…
— Это уже устаревшая информация, на прошлом альбоме были песни на шести языках, но все быстро меняется, и сейчас я пою уже на 16 языках, а может, и на 17, я потерял счет. (Смеется.)
С ума сойти! А как вы считаете, важно ли в творчестве отражать свои корни?
— И да, и нет. Например, недавно я был в Армении, пел на их национальном языке, в этот момент я чувствовал себя стопроцентным армянином, несмотря на то, что во мне нет армянской крови. Когда я пою на грузинском, чувствую себя грузином, когда на украинском — украинцем. Народная музыка помогает погрузиться в культуру больше, чем туризм, чтение и прочее. Пожалуй, две вещи — кухня и музыка быстро погружают меня в культуру. Когда приезжаю в другую страну, для меня важно отведать национальное блюдо и исполнить музыку этого народа. И поэтому сейчас мне даже трудно сказать, кто я и откуда мои корни. Я родился в Ленинграде, вырос в США, потом несколько лет жил в Майами, а Майами — это фактически часть Кубы, там была совершенно другая, латиноамериканская культура. Все это стало мне родным. И новые культуры, которые я открываю, тоже становятся моей неотъемлемой частью. Но, несмотря ни на что, Россия всегда будет моей родиной.
Исполните ли вы вокальные номера на концерте в Омске?
— Несомненно! Как минимум на десяти разных языках. Будет музыка Южной Америки, Ближнего Востока, очень красивые балканские и кавказские песни.
Информационная поддержка
6+
Самое актуальное в рубрике: Культура
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 16757
Самое читаемое


















