Новый Омск
30 ноября 2018 22.00
Иван Дефорж и Сьюзан Тоньи: «Нашим тиграм нравятся омские холода, а вот слоны долго привыкали к российскому цирку»
Артисты из Италии и Франции выступают в омском цирке впервые за всю его историю. Иностранные дрессировщики рассказали, в чем сложность работы со слонами, бизоном или страусами, почему в их цирке нет медведей и какое блюдо в Омске им пришлось по вкусу больше всего.
Фото: Дарья Маринина
С артистами Итальянского цирка, гастролирующего в Омске, мы встретились между репетициями. Дружелюбные и открытые Иван Дефорж и Сьюзан Тоньи общаются сразу на нескольких языках. Звучит французская, английская, итальянская речь — переводчица едва успевает переводить. Впрочем, итальянка Сьюзан иногда, даже не дожидаясь перевода, отвечает на русском.
Стройная и грациозная Сьюзан помогает супругу, представителю итальянской цирковой династии Коррадо Тоньи, дрессировать слоних-балерин. По ее словам, это очень умные животные. Несмотря на свои внушительные габариты и почтенный возраст, слонихи Карла и Рани могут делать все! Омский зритель уже успел оценить очаровательный вальс в исполнении трехтонных танцовщиц.
«Но мы уже не заставляем своих слонов выполнять много трюков, потому что они становятся старше, им уже по 45 лет. Когда Коррадо был молодым, у него было семь слонов. Они вместе бегали, делали много ловких реприз. Сейчас времена меняются, темп тоже изменился», — рассказывает Сьюзан.
Невероятно обаятельный француз Иван Дефорж с легкостью управляется с зебрами, верблюдами, страусами, большим австралийским кенгуру и даже грозным американским бизоном. Но любимица Ивана — белоснежная лошадь по имени Esplendida, что в переводе означает Прекрасная. Дефорж виртуозно владеет джигитовкой. Говорит, что именно с конных номеров и началась его жизнь в цирке. В девять лет начал выходить на арену вместе с отцом, мамой и сестрой, которые занимались дрессурой. Понятно, что вопрос о выборе профессии даже не стоял.
«Я всегда знал, что буду работать с животными. Каждое утро захожу к своим питомцам: «Доброе утро, детки!» Животные — это мои дети, моя любовь, моя семья», — уверяет Иван.
Морозостойкие тигры и нежные слоны
Многообразие животных — фишка Итальянского цирка: в Омск также привезли тигриц, крокодилов, питонов... Экзотические животные легко привыкли к местному климату. А тигры и вовсе живут на улице и даже купаются в бассейне на цирковом дворе, если вода не покрыта льдом.
«У нас же сибирские тигры, они любят прохладу, а вот лето, жару переносят с трудом», — объясняет Сьюзан.
А вот слонам поначалу было непривычно выступать в России. Но не из-за погоды. За границей они работают в шапито, и когда впервые оказались в стационарном цирке, им было страшно ступать на твердый пол.
«Понадобилось пять месяцев, пока слоны привыкнут к твердой поверхности и начнут выступать, — говорит дрессировщица. — Мы ждали и ни в коем случае не заставляли их, не торопили. Главное, чтобы животным было комфортно, ведь они нам доверяют».
Утро начинается не с кофе...
День циркового артиста начинается в 7 утра. «Для начала — горячий шоколад, тосты, круассан. Да нет, все не так, — хохочет Иван. — Мы приходим в цирк, кормим и моем животных, чистим клетки. Проверяем, все ли в порядке, не выбежал ли кто-нибудь в снег».
У дрессировщиков есть помощники, но всю основную работу они делают сами. «А если что-то сломалось, то Иван сам может все починить», — добавляет Сьюзан.
Иностранные гости рассказали о меню своих подопечных. Каждый слон съедает 400 килограммов еды в день — эти гигантские животные должны потреблять 40% от своего веса. «Заходя к ним, я всегда прихватываю гостинец. Они очень любят яблоки, морковь и даже лук. Но лук даем нечасто — потом пуффф, запах», — Сьюзан со смехом морщится.
Тиграм выдают по 4-6 кг мяса в день на каждого усатого. Бизона кормят курятиной. А у питонов своеобразный режим питания — им достаточно раз в месяц выдать кролика или двух. «Очень удобно, с ними меньше всего хлопот. Но мне так жалко кроликов, поэтому питонов кормит Давьо. Это младший брат мужа, он же и дрессирует змей и крокодилов», — говорит Сьюзан.
Секреты европейской дрессуры
В восторг, смешанный со страхом, приводит бизон. «Мы купили его еще маленьким, и поначалу он даже нападал на меня. Но ничего страшного — просто синяки. Зверят нужно воспитывать, пока они малыши и вам доверяют», —рассказывает Иван. Страусов дрессировать тоже непросто: у них память обновляется каждые 15 секунд.
Французский дрессировщик уверяет, что может работать с любыми зверями. У него был жираф, тигры, сейчас он дрессирует двух эму, которые тоже приехали в Омск, но на сцену пока не выходят. Единственное табу для него — это медведи. С ними связана трагическая история: его отца, знаменитого дрессировщика, задрали медведи, когда он зашел в клетку покормить их.
Коллеги из итальянского цирка уверяют, что у Дефоржа особый контакт со всеми животными. Дело в том, что он не дрессирует животных, он играет с ними. Они понимают все его интонации: когда он сердится, а когда шутит.
«Для животных это своеобразная игра. Мы наблюдаем за ними и стараемся, чтобы на манеже они выполняли те же действия, которые характерны для их обычной жизни. Людям нравится видеть, что животные чувствуют себя счастливыми во время работы», — приоткрывает секреты своей особой методики Иван.
«Мы не думаем, что зрители хотят видеть животных в зафиксированной, натренированной позе, — подхватывает Сьюзан. — Интереснее смотреть, что звери и на сцене ведут себя как в естественной среде. Верим, что животным нравится работать, и они довольны, когда у них все получается».
Теплый прием
Гости признают, что российская публика теплее принимает цирковые шоу. Здесь более восторженные зрители, они воспринимают представления непосредственно, как дети. А в Европе, сетует Сьюзан, с животными работать становится все сложнее. Такие цирки закрывают из-за опасений, что с питомцами могут плохо обращаться.
«Может быть, в мире есть такие случаи, но это точно не мы, — говорит Сьюзан. — Если у меня забрать моих слонов хотя бы на два месяца — они погибнут. За ними нужен тщательный уход».
«Если один человек крадет, это же не означает, что все люди — воры. Наша жизнь посвящена животным», —эмоционально добавляет Иван.
Шашлык хорошо, но спагетти лучше
Когда в Омске похолодало, артистам пришлось утепляться. Сьюзан говорит, что для Коррадо здесь купили толстый пуховик. Иван тоже приобрел целый комплект теплой одежды. «Шапуля!» — восклицает по-русски он.
Единственное, чего не хватает гостям в Омске, это хороших спагетти. «Хотя здесь тоже можно найти итальянскую еду. В ресторанах, в том же «Ашане». Вот недавно мы пробовали такое мясо — да, шашлык! Мне очень понравилось», — рассказывает Сьюзан.
«А мне в Омске понравилась картошка и салат «Оливье». Ну любим мы поесть!» — смеется Иван.
Напоследок вопрос: кто лучше — люди или животные? Сьюзан сначала смеется, а потом задумывается: «Можно встретить в своей жизни и хороших, и плохих людей. Я верю в карму: если ты хороший человек, то тебе попадется хорошее животное».
Отметим, что Итальянский цирк основали братья Коррадо и Давио Тоньи. Их прапрадед в 19 веке создал цирковой комплекс, который сам король Италии провозгласил Национальным цирком.
Кстати, сейчас в России гостит еще один представитель этой старинной цирковой династии Дэвид Ларибли, получивший «Золотого клоуна» на престижнейшем фестивале в Монте-Карло. Он двоюродный брат и ученик Коррадо. Сейчас всемирно известный клоун выступает в Санкт-Петербурге.
В эти выходные у омичей есть последний шанс увидеть Итальянский цирк. Не упустите такую возможность!
0+
Самое актуальное в рубрике: Общество
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 16355
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 3):