Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

18 декабря 2018 09.56

Анна Тарасенко о бизнес-субботнике: «Я устала греть улицу...»

Гендиректор компании 7bits Анна Тарасенко рассказывает, зачем она организовала Бизнес-субботник и каких результатов добилась.

vk.com/omskit

«На днях в нашем офисе прошел первый Бизнес-субботник. Среди приглашенных участников были: министр экономики Омской области Расим Насирович Галямов, а также…» — так можно было бы начать рассказ о мероприятии, но очень не хочется. Поэтому начну не так. Издалека начну.

Как возникла мысль о Бизнес-субботнике?

Мне давно казалось, что разговоры о том, как улучшить жизнь в Омске бессмысленны без экономических расчетов. Многие, путая причину со следствием, ожидают активных действий власти по развитию инфраструктуры (аэропорт, метро, дороги), откладывая собственные действия на потом. Я попыталась поискать корень всех бед и, кажется, нашла. Мое мнение: диверсифицированная экономика, ориентированная на экспорт, первична, а все остальное, включая инфраструктуру, потянется за растущим рынком. Начнут прибыльные бизнесы биться за толковых сотрудников, будут расти зарплаты, как следствие повысится покупательская способность, ну и так далее.

Все это мы сейчас наблюдаем на примере сферы IT. А хочется — не только ее, ибо любой перекос в одну сторону опасен. Зато в других сферах чаще всего не так. Деньги крутятся внутри региона, по дороге с них откусываются налоги, без притока извне будем падать по спирали вниз… В общем, только продажи товаров и услуг за пределы региона при находящейся внутри него головной компании спасут отца русской демократии, подумала я.

Ну хорошо, корень проблемы найден, дальше-то что? Дальше пошли разговоры с друзьями, знакомыми, жаркие споры в чатах и комментариях под чьими-то постами… И я устала греть улицу. Каждому по-одиночке не объяснишь. Времени много, а выхлопа — чуть. Так возникла мысль, что надо собрать единомышленников и обсудить с ними второй из извечных русских вопросов, «Что делать?», то есть. Желательно без затрагивания первого. И не только обсудить, но и составить план да начать действовать. Изначально мне представлялось мероприятие в формате двухдневной стратегической сессии.

Дальше пришло вдохновение и все понеслось. Как раз 8 декабря надо было проводить очередной, уже 70-й IT-субботник, так почему бы не провести его как Бизнес-субботник? Никаких препятствий этому не оказалось, поэтому в два счета был накидан черновик концепции, и пошли сообщения: в почту, в мессенджеры, в соцсети — всем тем, от кого хотелось получить обратную связь по задумке. Идею одобрили, на участие стали соглашаться, я писала и звонила все большему числу людей.

Кого пригласили и почему?

Было понятно, что нужны обязательно успешные примеры развития бизнеса за пределами региона, поэтому были приглашены: Андрей Колмогоров («Суши-маркет»), Мария Борцова («Скуратов-кофе»), Алексей Хомицкий (караоке-бар «Опера»), Павел Онучин (AppFlame), Артур Ветершпан (Crystalnix). Сразу было решено звать не только IT. А из IT — исключительно тех, кто смог сделать свой продукт и продавать его на весь мир.

Вторая категория участников, которую очень хотелось увидеть и задействовать, — это молодые предприниматели, которые хотели бы выйти со своим продуктом за пределы региона, и те, кто предпринимателем только хочет стать. Тут тоже не прогадали: набралось около 20 человек активных ребят, как те, у кого бизнес уже 5 и более лет, так и 16-летние школьники, которые едва начав, уже делают неплохой оборот.

В качестве представителя власти был приглашен уже упоминавшийся выше министр экономики Омской области, который не только пришел, но и провел всю субботу в активной работе с другими участниками. Это не первый успешный опыт сотрудничества с министерством экономики, держу пальцы крестиком за продолжение.

Ну и наконец, я пригласила Евгению Климанову (МА «Делфи»), с которой мы провели две встречи до Бизнес-субботника, где совместными усилиями рисунок мероприятия оформили окончательно. Евгения проводит стратегические сессии далеко не первый раз, ее приглашают и в Москву, и в другие города, в крупные и успешные компании. Так что выбор ведущего был очевиден, большое ей спасибо, что согласилась. Евгения также очень помогла сформулировать посыл мероприятия. Ох уж эти ваши острые вопросы, Евгения Геннадиевна! Даже на самом Бизнес-субботнике в самом начале не удержалась и спросила: «Так какова все-таки цель мероприятия?»

Что в итоге получилось?

Бизнес-субботник продолжался с 11 утра до 6 вечера с перерывами на кофе-брейк и обед. Самое удивительное, что почти никто не ушел до самого конца! А еще людей в итоге было почти столько же, сколько зарегистрировалось, чего на бесплатных мероприятиях не бывает почти никогда.

Начали мы несколько сумбурно, я очень сильно волновалась, а люди в зале явно не до конца понимали, во что они ввязались. Но потом очень удачно выступил Расим Галямов, разложив картину экономики области по категориям, что дало всем участникам понимание, что уповать на нефтянку и оборонку не стоит. А после этого Дмитрий Лисицын из исследовательской компании «Платформа» очень органично продолжил мысль министра экономики, озвучив возможные развилки развития Омской области по мнению опрошенных экспертов. Первая: опираться на существующую промышленность, что ведет к консервации и стагнации. Вторая: строить новую умную промышленность, наиболее вероятный вариант по мнению экспертов. И третья: перепрофилировать экономику по примеру других городов-миллионников, что может дать хороший результат, но эксперты в этот вариант не очень верят. Все это задало вектор: рассчитывать на старую экономику поздно, надо строить новую, используя все имеющиеся возможности и не уповая на федеральный центр.

Затем вышли уже упоминавшиеся выше предприниматели, кейсы которых участники потом метко окрестили «Они смогли... не покинув Омск», и рассказали о том, как их компании — две из сферы общепита и две из IT — научились расти по продажам за пределы Омска, при этом у трех компаний здесь головные компании, а у одной — офис разработки. Евгения Климанова (МА «Делфи») рассказала, как ее компания проводит всероссийские съезды маркетологов в Москве, приезжая в столицу буквально на несколько дней, а всю основную подготовку осуществляя из Омска.

Остальные участники, среди которых были другие успешные предприниматели, например Илья Бальцер (ИТП «Град»), Александр Дерябин (ЦДО «Снейл»), Денис Кузнецов («Семейная стоматология»), Олег Курнявко («Сигма»), Владимир Малах («ФТО»), Валентин Малашин («Смартком»), Артем Шатов (naklejka.ru), Юрий Шиян («Шаурмастер»), записывали две категории идей и фактов, вызвавших эмоциональный отклик: первая — «А что, так можно было? » (эта фраза вообще стала фразой вечера!), и вторая — все, что вызвало сомнения, недоверие, любые негативные эмоции.

После кофе-брейка началось все самое интересное — работа в группах над тем, что выписали во время рассказов кейсов. Обсуждение было бурным, мы с Евгенией бегали между столами, за которыми работали группы из 5-6 человек, и слушали, как многие взахлеб пересказывали друг другу, что их поразило, восхитило и заставило задуматься о возможностях, которые можно использовать в своем бизнесе. Мне было немного жаль, что я не могла вместе со всеми обсуждать это, но зато я могла слушать то, что говорили за всеми столиками, которых было 8. Это было круто! Со всех столиков собрали и озвучили 3 лучших идеи, обсудили, собрали в группы, вдохновились и стали обедать привезенной пиццей.

Но мы были бы не мы, если бы не дали всем поныть. Все уже устали от тренингов и прочих мероприятий про Успешный Успех, это навязло в зубах, потому что чужой успех, как правило, неповторим, чужие рецепты почти не работают, и люди, уходя с тренинга вдохновленными, спотыкаются на этапе реализации. Поэтому мы с Евгенией придумали, что надо проработать весь негатив, который есть у участников — сомнения, возражения, стереотипы о бизнесе в Омске в частности и России в целом, словом, проблемы для старта бизнеса, — запустив World cafe. Это такой формат, когда у каждого стола есть «хозяин», который сидит за ним постоянно, а остальные участники групп по кругу ходят по столам, накидывая (в нашем случае) решения на те проблемы, которые есть у «хозяина» данного стола.

Итак, сначала мы дали всем участникам поныть индивидуально, потом в каждой группе выбрали 5 самых «вредных» проблем, а по 3 самых-самых вредных от группы мы вывесили на доску. Совместными усилиями под умелым руководством Евгении собрали проблемы в категории близких, а затем каждый столик выбрал по две проблемы на проработку. И тут пошел креатив! Мы с Евгений как и прошлый раз носились между столиками, подсказывая, как лучше сформулировать, а заодно заряжаясь энергией участников, которых уже ничто не останавливало: нет толковых кадров — научи!, все хотят пойти в «Газпром» — плати больше, чем в «Газпроме»!, трудно возить что-то из Омска в другие города — фрахтуй чартерный рейс совместно с другими компаниями!, имидж города на федеральном уровне негативен — не репости г...но! Да много чего придумали. Оказалось, что выход-то всегда есть, особенно, если включить смекалку, убрать стереотипы и перестать кивать на кого-то. Все решения, которые предлагались, были от имени нас самих, — предпринимателей, омичей, — а не мэра, губернатора или президента. Решения мы, конечно, озвучили всем после некоторой проработки за столами, когда группы воссоединились с хозяевами столов.

А дальше что?

По итогам мероприятия у многих произошли инсайты, родились новые идеи, завязались полезные знакомства, создался чат в Телеграме, где идет активное общение. Ну и что? Так всегда бывает после любых нетворкинговых мероприятий, скажете вы и будете правы. В чем разница?

Разница в долгосрочных целях организаторов и инициативных участников. Я считаю — и эта же мысль звучала от участников Бизнес-субботника, — что Омск может совершить экономический рывок, если возникнут партнерства внутри региона, которые будут направлены на продажи за его пределы, опираясь на местных поставщиков и партнеров. Если каких-то бизнесов внутри не хватает, они должны появиться. Один из примеров — экологичная упаковка по цене пластика или дешевле, потребность огромная, закуп за пределами региона нерентабелен. Другой пример — логистическая компания, позволяющая эффективно вывозить продукцию из региона. И так далее. Все это уже обсуждается в чате, участники записывают что они могут предложить партнерам, а каких товаров и услуг наоборот ждут от омских поставщиков.

Мы планируем провести еще два Бизнес-субботника в том же формате, но с совершенно новым составом участников (бизнесмены, работающие на экспорт, откликнитесь!), а затем уже будем планировать следующие мероприятия, формат которых родится по итогам.

Настоящих буйных мало (с), присоединяйтесь! Следующий Бизнес-субботник будет в январе, чтобы не пропустить, подпишитесь на рассылку на сайте.

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий