Новый Омск
31 мая 2019 07.40
Андрей Макаревич Виктору Шкуренко: «На могилу к Летову я не пойду...»
О гениальной «Игре престолов», ресторанном бизнесе, причинах посадки Серебренникова, Летове и Медведеве, роли Горбачева в истории лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич пообщался с колумнистом «Нового Омска», предпринимателем Виктором Шкуренко во время последнего визита в наш в город.
Андрей Вадимович, как вы себя чувствуете в Омске, учитывая разницу во времени с Москвой?
— Да ты знаешь, всегда одно и то же… Только начинаю привыкать, и уже пора лететь обратно.
Я сразу хочу извиниться… я не профессиональный журналист, это, скорее, мое хобби…
— Ой, да не надо, я в курсе…
Давайте я тогда поздравлю вас с пятидесятилетием группы…
— А ты диктофон уже включил?
Да.
— Ну тогда поздравляй… (смеются).
Но срок действительно внушительный… Пример «Машины времени» — пожалуй, уникальный для России, да и для всего мира. Из тех, кто так долго играет, я, наверное, только The Rolling Stones вспомню…
— Да найдется еще пара примеров… Но, по-моему, это не главное… Кто дольше прожил — так себе соревнование (улыбается).
И тем не менее концерт в Омске посвящен этому событию…
— Да, пройдет еще несколько концертов в регионах и потом в Москве. Там будет самая большая площадка на «Спартак-Арене». Около 30 тысяч человек. И хочется, чтоб все пришли. И очень хочется, чтоб не было дождя. А все остальное мы уже гарантируем.
Шоу, наверное, до ночи продлится…
— Нет, в Москве, как правило, такие истории должны часам к 11 вечера заканчиваться. Но и слишком рано начинать не совсем удобно. Все-таки лето — самое светлое время года, и хочется, чтоб сценический свет тоже поработал. У нас большая задача возложена и на экраны. Надеюсь, все будет видно зрителям.
Андрей Вадимович, а я бы все-таки хотел начать не с музыки и даже не с политики, а с бизнеса… Я знаю, вы занимались ресторанным делом… В частности, помню такой проект «Ритм & Блюз»…
— Оооо! Ну ты вспомнил. Из этого проекта я ушел несколько лет назад. По одной простой причине: управлять одним маленьким заведением, где 4 учредителя, очень разных человека, на мой взгляд, невозможно. Один придумал что-то интересное, а другой говорит: «Нет, это ерунда, нужно все делать наоборот…».
Ну и с точки зрения доходов, мне кажется…
— Дело даже не в доходах… Когда у тебя всего один клуб, а не сеть, о доходах не стоит и помышлять. Хорошо, если он сам себя окупает. В общем, года три назад я создал свой клубик. Он находится в самом центре Москвы, на улице Сретенка, 11. Называется JAM Club. У него есть свой сайт, можешь зайти посмотреть. Это джаз, это блюз, это два маленьких зальчика, очень уютных, с отличной кухней и сейчас, спустя три года, уже могу сказать, с очень хорошей аудиторией.
Ну вы не в убытке?
— Нет.
Это самое главное (смеется). А вы еще стоматологией владели…
— Да это совсем древняя история... лет 20 назад… Ты еще детский сад вспомни.
Но все равно вы себя попробовали в разных сферах. То есть близок вам дух предпринимательства?
— Абсолютно нет. Во-первых, меня тошнит от цифр. Я их не люблю и не понимаю. Математику не любил еще в школе. Во-вторых, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Когда мне присылают какие-то отчеты, я даже толком в них не заглядываю. Для этого есть специалисты. Арт-директор должен следить за тем, чтобы у нас все время играли хорошие музыканты. Каждый день в клубе идут два разных концерта. А директор должен заниматься тем, чтобы была качественная кухня, хорошее обслуживание, все было чисто, все работало. Да, я могу озадачиться какими-то стратегическими вопросами — собрать коллектив и сказать: «Давайте попробуем направление поменять. Вот появились интересные кубинцы, например. Сделаем месяц кубинской музыки…». Или моя сестра, которая много лет занималась сальсой, мне что-то такое предлагает…
А именно так предприниматели часто и действуют. Оперативную работу отдают исполнителям, а сами занимаются стратегией. Но, как я понимаю, у вас нет желания тиражировать этот бизнес, идти в регионы…
— Нет, конечно. Это же нужно будет все бросать и заниматься только этим… Да и потом все-таки у нас такой не массовый формат… Я тут смотрел данные: какой процент из всех жанров музыки, проданных по миру на носителях, занимает джаз… А я очень люблю джаз, у меня есть несколько команд, которые играют такую музыку… Так вот угадай, какой процент за джазом?
Давайте я вам подыграю. Может, 20?
— Всего около двух. Джаз сегодня — это очень на любителя. Мы не в 30-е годы живем… Но лично я от этого джаз люблю не меньше. Уверен, и те 2%, покупающих джазовые записи, — тоже достойные люди. (Улыбается).
У нас и с идеологией похожая история. Говорят, что в стране всего 3-5% придерживается либеральных взглядов…
— В этот процент я не верю. С музыкальными носителями легко — их можно посчитать. А как пересчитать людей со взглядами? Какой им вопрос задать? А ведь ответ часто зависит от того, как сформулирован вопрос. Вот и все.
А вы же говорили фразу, за которую вас еще много критиковали, о том, что население планеты на 80% состоит из идиотов…
— Как будто бы я это придумал… Многие великие и уважаемые люди говорили и говорят о таком соотношении. Но я бы не стал тут каких-либо параллелей проводить. Джаз — это дело вкуса, а не интеллекта. Это не значит, что все люди, которые слушают джаз, — сплошь интеллектуалы.
А вы смотрели «Игру престолов»? Вот как раз последний сезон закончился. Его посмотрело какое-то рекордное число человек, чуть ли не 70% мировой аудитории.
— Нет, последний сезон не видел. Я как раз ждал, когда все серии выйдут, чтобы сесть разом посмотреть. Это прекрасное кино с безупречной работой художников, сценаристов, актерской игрой… Очень хорошая работа. Только я не пойму, к чему ты клонишь…
Я имею в виду то, что массовое может быть хорошим…
— А кто с этим спорит? Я вообще не делю на массовое и не массовое. Я делю на качественное и некачественное. The Beatles — тоже было массовое, но это гениально.
А как вы думаете, кто выиграет в «Игре престолов»? Просто ответ уже известен, но интересно, удастся ли вам угадать?
— А я даже не хочу гадать. Я же не футуролог.
Ну тогда вам чисто омский вопрос. Егор Летов. Вы, наверное, в курсе, что он у нас тут жил?
— Я очень мало знаком с его творчеством.
Я просто помню, когда к нам приезжал Юрий Шевчук, он прямо со сцены сказал, что поедет на могилу Летова…
— Я не поеду.
Хорошо, тогда про других кумиров. Я знаю, что вы, как и я, поклонник Дмитрия Медведева…
— Я не могу сказать, что я поклонник Медведева, но политика, которую проводил он, мне, конечно, ближе.
Он очень много сделал за эти четыре года для нашего предпринимательского сообщества, в том числе в сфере законодательства. Плюс при нем не было никаких вещей, которые каким-то образом разрывали бы нашу страну на части.
— Ну кроме грузинской войны...
А грузинская война, мне кажется, широкую общественность в стране не так зацепила...
— Она очень зацепила мировую общественность. Потому что на Западе ей устроили, если сказать цинично, «хороший пиар». И получилось так, что мы напали на Грузию. В пиаре мы проиграли и это была большая ошибка. Но я понимаю, все происходило достаточно спонтанно, быстро, и надо было принимать какие-то радикальные решения. Поэтому получилось так, как получилось.
Признаюсь, я не большой знаток истории, но недавно узнал, что при Александре III у нас не было ни одной войны. Меня это поразило. Как вы считаете, это хороший показатель?
— Это лучший показатель. Потому что, на мой взгляд, задача руководителя — добиваться того, чтобы граждане страны жили в мире и благополучии, а не удовлетворять свои какие-то имперские амбиции.
Как вы считаете, вас можно назвать финансовым конформистом?
— Это еще что такое?
Ну вы не стесняетесь порой показывать, что вы состоятельный человек… Хотя и рок-звезда.
— А что, рок-звезды должны жить на помойке и просить милостыню?
Ну рок-звезды, наверное, должны показывать пренебрежение к материальному миру… (смеется).
— Музыкант — это такая профессия, в которой в отличие от многих других невозможно чего-то украсть. Можно только честно заработать, поэтому как-то скрывать или пренебрегать заработанными деньгами, на мой взгляд, бессмысленно. Для меня заработанное — это в первую очередь показатель, что зритель, слушатель хорошо относится к нашей музыке.
И тем не менее даже представители творческих профессий иногда подпадают под арест за финансовые дела… Вот взять историю с Кириллом Серебренниковым...
— А ты знаешь, что там за история произошла на самом деле? Нет? И никто из нас не знает, и боюсь, никогда не узнает…
Ну можно же сделать определенные выводы...
— Не надо делать выводов, не имея полной информации. Это называется «треп на пустом месте».
Но поддерживать-то мы его можем?
— Можем. Вот пошли ему пирожок.
Но сама эта история вас не напугала?
— Она меня огорчила. Очень. А напугать? Нет, чем она могла меня напугать? Осознанием того, что у нас могут посадить кого угодно? Можно подумать, я этого раньше не знал. Что ж теперь, рвать на себе волосы?
А помните историю, когда в 2014 году на концерте на вас напал нацбол с баллончиком? Я знаю, что вы просили суд никакого срока ему не давать.
— А что, теперь каждого идиота сажать? Другое дело, что в зале сидели люди... на первом ряду была беременная женщина. Она могла нюхнуть этой «черемухи» и прямо там родить. Хорошо, что этого не произошло. Поэтому этот парень может как угодно выражать свое отношение ко мне, но травить зрителей, которые пришли на концерт, заплатили деньги за билеты, — это свинство. Вот за это пусть он отсидит.
Еще одна тема — вы сейчас ворвались со своим шоу «Смак» в Youtube?
— Не ворвался, а интеллигентно зашел…
Не боитесь, что в свои 65 лет не сможете конкурировать с этой во многом молодежной площадкой?
— Да почему я постоянно должен чего-то бояться? (Смеется). Во-первых, я как-то соскучился. Во-вторых, у нас сложилась замечательная команда, которая эти программы делала: хорошие операторы, хороший режиссер. Можно всех распустить. Они разбегутся. Хорошие люди везде востребованы. Мне стало жалко. И потом, я вспомнил 90-е годы, когда мы начинали. Тогда все было можно. Тогда я вообще мог делать все, что хочу: приглашать, кого хочу, говорить, о чем хочу. Я сегодня почувствовал ровно то же самое. Это доставляет удовольствие.
Но производство шоу стоит денег. Вряд ли шоу сразу станет приносить прибыль…
— Сразу не станет, но потом когда-нибудь принесет.
Ну и последний вопрос — он тоже о политике. О Горбачеве. Какое у вас к нему отношение вообще? Как вы думаете, с какой формулировкой он будет в учебниках истории через 100 лет?
— Ты заставляешь меня говорить банальности. Я говорил их сто раз. Дай ему бог здоровья. Мы с ним в товарищеских отношениях, видимся довольно часто, и он замечательный дядька, очень мягкий человек, с хорошим чувством юмора. И он уже сильно не молод, так что только вот здоровья ему могу пожелать. А что касается учебников истории… Все будет зависеть от того, кто эти учебники будет писать.
Самое актуальное в рубрике: Переход наличности со Шкуренко
Больше интересного в жанре: Интервью
Просмотры: 30147
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 10):
Всякие Макаревичи, Собчаки, Шлеменко и так на каждом углу вещают. Причем даже если их не просят и не всегда что-то умное или интересное. Так что эти интервью прям скучные.
Все-таки у Виктора лучше получается именно с предпринимателями разговаривать. Кошель, Фридман, Чащин, Знаменских, Латария, Николин - ряд потенциальных интересных собеседников просто огромный.
Хотя бы молодым предпринимателям это тоже интересно.
А что интересного может рассказать Макаревич Новому Омску, что он еще не рассказал другим?
"Многие песни писал не он"... Он написал "Костер" и "Свечу", помимо сотен других прекрасных песен... И научил не одно поколение русскоговорящих рокеров выражать свои мысли в песенно-поэтической форме.