Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

24 июня 2019 07.15

«СМИ не созданы для помощи людям» — главред «Антенны-7» Елена Мельниченко в проекте «КакДудь»

О цензуре, фейковых новостях, Иване Голунове, работе в сериале и школе, и о том, почему не стоит покидать Омск, участница конкурса «Будь как Дудь» Нелли Саитова поговорила с главным редактором телеканала «Антенна-7» Еленой Мельниченко.

Олеся Слуцкая

Управленческие и творческие решения в условиях жестких федеральных законов о СМИ и малого бюджета — такой непростой груз ложится на ее хрупкие плечи, поэтому Елена прекрасно вписывается в тему «Омск. Город. Герой».

Как вы попали на телевидение? С чего началась ваша карьера?

— Попала в 1995 г. До этого работала учителем географии и биологии в школе. Случайно встретила институтского одногруппника, который работал на известном в 90-е годы 11 канале. Решила пойти туда на кастинг — прошла, начала работать репортером и ведущей.

Почему вместо карьеры учителя вы предпочли журналистику?

— Вы считаете, что учитель может сделать какую-то карьеру в России? Зарабатывать не 3,50, а 3,80 или стать директором школы? Нет уж… Тем более в период с 1992-95 годов, когда у учителя даже карт не было в классе, потому что Советского Союза уже не стало, а карт России еще никто не напечатал. Это был ужас! Сбежала при первой возможности. Телевидение или школа? Смешно сравнивать. Это исключительно мое оценочное суждение, ни в коем случае не хочу никого из педагогов обидеть. Я была плохим учителем. Поэтому уверена, что мой уход из школы — это благо для благородной профессии.

В институте вы задумывались о профессии журналиста?

— Нет, когда я училась в институте, я была уверена, что буду учителем, пока не пришла работать в школу.

Вам с детства нравилась профессия учителя?

— Да. Все советские дети хотели быть учителями или врачами. Были прекрасные советские фильмы, которые романтизировали профессию учителя, но это никакой связи с реальностью не имело. Это немедля обнаружилось, как только я пришла в школу. Сейчас не понимаю молодых людей, которые идут учиться в пед. Они в самом деле намерены пойти в учителя? Или просто получить диплом о высшем образовании? Они думают, что эти корочки им как-то скрасят жизнь? Это большое заблуждение. 5 лет, потраченных впустую… Но если ребята действительно влюблены в профессию, тогда, конечно, надо идти учиться, работать. Мои 5 лет учебы в Омском педагогическом институте не потрачены впустую. Было прекрасное преподавание естественных наук! География и биология мне помогли в журналистике, потому что, к примеру, экономическая география — это основа производства. Я могла пойти на любой завод, и тема промышленности не была проблемой для меня. Как, собственно, и экологическая тематика, педагогика, медицина.

А профессию журналиста вы находите романтичной?

— В этом нет никакой романтики. Был пик влюбленности в профессию в 90-е годы, с 1995 по 2005 г., а потом становилось все грустнее и грустнее... Сегодня нет в этом никакой романтики, увы.

Омский телевизионный опыт работы вы передали и Ханты-Мансийскому автономному округу, отработав там 10 лет на местном ТВ. Что сподвигло переехать туда из родного города?

— А что сейчас заставляет людей уезжать из Омска? Поиски лучшего. В 1999-2000-х годах активно развивалось телевидение в Ханты-Мансийске, округ был богатый. Банально: мы поехали зарабатывать деньги. Это было прекрасное время, потому что там все развивалось. Округ строился: дороги, школы, больницы, фонтаны. Мы говорили: «Ханты-Мансийск — это город вечных праздников и строящихся фонтанов». Было весело! Я оставила там много прекрасных людей. Скучаю.

И все-таки вы вернулись в Омск. Почему?

— У меня никогда не стоял вопрос, возвращаться в Омск или нет. Я всегда знала, что вернусь в родной город, потому что я люблю Омск. В Ханты-Мансийске я провела 7 лет, потом уехала в Нефтеюганск. Там 3 года я работала в администрации Нефтеюганского района. У меня был период творческого выгорания на телевидении — много работала. Решила сделать паузу, а потом вернулась в Омск, при первой возможности. Вернулась в любимую телекомпанию, с которой и уезжала на Север. Забавно бывает слушать рассуждения, что нужно валить из Омска. Я-то поездила. С одной стороны, я всегда за то, чтобы искать и пробовать, особенно молодому человеку. Но вопрос: ради чего эта тяга к перемене мест? Если человек думает, что он просто сменит город, и его проблемы решатся — с таким настроением не надо никуда ехать. А если человек понимает, ради чего он там будет впахивать первые 10 лет, то я считаю, это надо делать.

Расскажите о самом значимом для вас репортаже, который вы сделали в 90-е годы, будучи корреспондентом на омском ТВ.

— Таких было много… Из памятных: в 1995 году снимала репортаж о работе омского вертолетного завода. Пришли на интервью с директором, а он сидит в огромном кабинете и непрерывно курит. Вот прямо прикуривает следующую сигарету от догорающей. Нервная, говорит, у нас работа. Еще бы — 90-е! После репортажа директор перезвонил мне через несколько дней и просил больше не приезжать: налоговая инспекция, впечатлившись успехами завода, нагрянула на производство с проверкой. Потом и другие омские предприятия опасались к себе телевизионщиков приглашать.

Вы проявили себя и в искусстве написания сценариев для кино, обучаясь этому делу на курсах знаменитого кинорежиссера Александра Митты и в других сценарных мастерских, а затем на год переехали в Киев для работы над сценарием сериала «Между нами, девочками», выходившего на федеральном телеканале «Россия-1». Какие знания и опыт в сценарном деле пригодились в вашей нынешней профессии?

— И там, и там работа со словом. Задача-то разная у сценария сериала и репортажа, но основы драматургии важны и репортерам, и сценаристам.

Какая сторона больше преобладает в вашей профессии: творческая или управленческая?

— Если говорить о телекомпании, то все-таки управленческая. Творчества в работе репортеров не так много — это же работа с фактами. Фантазия в чистом виде не нужна. Единственное, в чем можно проявить себя — в подборе слов, выборе образа… Работа с видеорядом, сделать выразительный монтаж.

Как проходит рабочий день главного редактора?

— Прихожу на работу, изучаю информационную картину дня. Читаю главные новостные ленты. Потом разбор выпуска, вышедшего в эфир, индивидуальная работа с журналистами.

Что самое сложное в вашей работе?

— В работе с информацией бывает трудно добыть и проверить надежный источник. Работа с людьми — не самая простая. Народ наш творческий, трепетный. Но мы находим общий язык, не роняя профессионального достоинства. У нас хороший коллектив. Энергия не тратится на межличностные конфликты. А производственные решаются конструктивно.

Насколько корреспонденты могут творчески реализоваться в «Антенне-7»?

— У нас преимущественно информационные программы. Производство развлекательных передач или документальных фильмов позволить себе не можем —дорого. К тому же телевидение вообще — это, скорее, технологии, чем творчество. А в рамках информационных программ можно построить драматургически свой сюжет так, чтобы было интересно, и не теряло внимание зрителя.

Профессия телевизионного редактора имеет негативные ассоциации, связанные с «советским» содержанием термина «редактор» (с явным преувеличением «цензорских редакторских функций в ущерб творческим»). Часто ли вам приходится принимать решения в пользу цензуры, ущемляя творчество?

— Цензура — это влияние на СМИ извне. Как я могу быть цензором для собственной компании? Если говорить об ограничениях, надо видеть общую картину. Если вы планируете заниматься журналистикой, то нужно изучить федеральное законодательство. Потому что количество законов, ограничивающих свободу слова, множится. Закон об экстремизме, об оскорблениях чувств верующих, о запрете пропаганды гомосексуализма. Есть большой риск попасть под разорительные штрафы. Еще пример: СМИ запрещено говорить о способах самоубийства. Отчасти я согласна с этим, но зависит от ситуации. Например, были серии самоубийств онкобольных из-за того, что у них нет обезболивания. Надо ли молчать о том, какую смерть выбирает несчастный человек вместо мучительного умирания от злой болезни? Но есть и статистика, когда любое упоминание о суицидах несовершеннолетних имеет веерный эффект и каждое сообщение вызывает всплеск серии самоубийств подростков. Надо видеть контекст, понимать ответственность.

Закон о «фейковых новостях» — ваше отношение к нему?

— Так же, как и ко всем остальным федеральным законам такого рода. Их слабость в том, что трактовать их можно, как угодно. А именно этот закон направлен не на борьбу с фейком, а на борьбу со СМИ.

Елена, судя по вашему профилю в Facebook, вы — человек с активной гражданской позицией. Исходя из нее вы выступили в поддержку Ивана Голунова?

— Без вариантов — журналистская солидарность. Посмотрите на сообщество врачей, например. Они тоже часто защищают друг друга. Есть понятие «цеховая солидарность», и это нормально. Но в деле Голунова важно, что волна протеста вышла за рамки «цеха». Я этому рада.

Многие ли репортажи «Антенны-7» реально помогли жителям нашего города? Много ли поступает звонков в редакцию с благодарностью? Приведите примеры.

— Звонков много. Бесконечная коммуналка, борьба с жилищными компаниями, где-то дороги, соседи… Но я хочу выразить свою позицию: СМИ не созданы для того, чтобы помогать людям. Не наша функция. Для этого существуют специально обученные люди и государственные службы. У людей часто остается надежда только на журналистов, поэтому они звонят нам, а мы едем, снимаем репортажи. Часто в нашем эфире идут сюжеты из благотворительного центра «Радуга» о тяжелобольных детях. На такие темы мы сразу откликаемся. С нашей помощью удавалось собирать деньги на лечение ребенка. Из давних случаев: в 2000 году, наверное, на нефтебазе рванула цистерна, и как раз была моя смена в студии, позвонила женщина-предприниматель. Она не назвала своего имени, спрашивала, куда перечислить деньги на кровати для лечения ожоговых больных. Они были страшно дорогие, эти кровати. Приятно, конечно, когда есть реальная помощь.

И все же, наша задача в СМИ в другом состоит. Наша задача  — информировать людей о важном. А эта важная информация должна менять что-то в этом мире, в нашем маленьком мире, к лучшему. Но сегодня работа часто сводится к помощи людям в борьбе с коммунальными службами.

А что хотелось бы?

— Я бы хотела, чтобы свободы слова было больше. Чтобы «коридор», в котором мы работаем, был шире.

Возвращаясь к вашим способностям сценариста: если бы вам поручили написать сценарий про Омск и его жителей, то какой жанр вы предпочли бы?

— Чтобы не впадать в драму, можно было бы снять комедию. Драмы у нас в городе и так хватает. Кстати, возвращаясь к теме бегства из Омска. Когда человек говорит, что Омск — это худший город на Земле, я могу сразу сказать, даже не встречаясь с этим человеком, что он никуда не выезжал за пределы города Омска. Пляжный туризм не в счет. Когда я слышу, что Омск — худший город на Земле, мне смешно, потому что я жила, например, в Нефтеюганске. Там живут прекрасные люди, но… Я бы не хотела там провести свою жизнь.

Раз уж наш проект называется «Будь как Дудь», то в финале интервью я хотела бы задать традиционный вопрос Юрия Дудя: оказавшись перед Путиным, что вы ему скажете?

— Я бы ничего не стала говорить, у меня к Владимиру Путину нет ни одного вопроса.

Комментарий наставника

Денис Моисеев, видеоблогерНелли очень интересные вопросы подобрала. Конечно, от неопытности смущалась и где-то стеснялась, но в целом, думаю, мы видим расцвет нового перспективного журналиста.

Если вас интересует тема индивидуального строительства обратите внимание на компанию Proffhouse, посвященный строительству домов в Тюмени.

Если вас интересует тема индивидуального строительства обратите внимание на профессиональный сайт https://proffhouse.com/catalog/proekty-domov-iz-profilirovannogo-brusa, посвященный развитию таких проектов.

Самое актуальное в рубрике: Будь как Дудь

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 29):

Ваш К.О.
неприятная баба
26 октября, 18:55 | Ответить
Геолог
Мамка твоя тоже неприятная.
02 ноября, 19:17 | Ответить
Арсен
Интервью очень хорошее, интересное, логически выстроено правильно. Интервьюеру удалось раскрыть своего собеседника как с личностной стороны так и с точки зрения его взглядов на общественную жизнь и жизнь в Омске. Для человека родом не из Омска было особенно интересно читать
03 июля, 13:27 | Ответить
Валентина
Елену Мельниченко помню как ведущую с 90-х годов (имя забыла, узнала по фото). Не знала, что она теперь главред Антенны-7. Первая половина интервью - "вода", но полезна для профориентации молодёжи, всё ж рассказ об опыте. Вторая половина - острее. Вопрос про цензуру хороший, но сложно построен. Ответы больше понравились, только в конце интрига - почему к Путину нет ни одного вопроса-то?
30 июня, 02:51 | Ответить
Олександр
К Путину нет вопросов потому, что ей уже её друзья с Украины всё про Путина и за Путина пояснили))) Известные западные журналисты с мощных телевизионных компаний и печатных изданий, известные режиссёры берут интервью у Путина, а у неё видите ли нет вопросов... Тут она либо лукавит, либо ограниченная.
27 июля, 18:19 | Ответить
Евгений.
Если вы решили стать профессиональным журналистом,то должны быть готовы выслушать не только комплименты и лесть.И воспринимать критику достойно.Не искать в этом интриг,зависти и травли.Вы разве не знаете,что профессия журналиста,это прежде всего — интелегентность и коммуникабельность??
29 июня, 23:49 | Ответить
Вячеслав
Откуда столько критиков в комментах? Учитывайте, что это фактически первый опыт человека. К тому же не профессионального журналиста, а участника сборного любительского проекта. Имея некоторый собственный опыт работы в этой сфере, могу сказать, что интервью выстроено грамотно и способно вызвать интерес.
29 июня, 17:30 | Ответить
Евгений.
В наше время есть герои куда интересней.И начинающий журналист мог бы начать именно с заслуженных героев.А так,слишком просто.Пришла,рисанулась на тв и ничего важного умного не спросила.Учиться и ещё раз учиться.Привыкли лезть на экран в погоне за пиаром.А внутренний мир пустой.
29 июня, 11:33 | Ответить
Доктор
А другие интервью смотрели? Инстаблогеры теперь заслуженные герои? Или скульптуры на Ленина?) Похоже на умышленную травлю именно этого участника.
29 июня, 16:42 | Ответить
Евгений.
Ну если честно,то неясно в принципе ничего.Кто герой и где звезда?Половину текста выкинуть.Много повторяющихся слов в одном предложении.
29 июня, 11:28 | Ответить
Бывшая ученица
Елена Ивановна - моя учительница географии в школе №2 в начале 90-х. До сих пор вспоминаю ее, с ней было весело и легко, а на уроках (пусть даже и без карт) было интересно. Она, тогда молодой преподаватель, искренне общалась с нами, детьми, - и это самое главное.
27 июня, 11:04 | Ответить
Алексей Коваленко
Как много завистников у красивой девушки (вывод из комментариев). На мой взгляд, удачное интервью и герой интересный, приятно читать.
26 июня, 22:10 | Ответить
Виталий
Опять этот красный костюм(Спишь в нём что ли?Расжирела то как.
25 июня, 19:20 | Ответить
Виталию, который Марина
До твоего уровня мне ещё долго жиреть)) Тут бы все подтвердили, видя тебя) Хватит уже гадости писать тут под мужскими именами, тебя спалили. Иди с фальшивых аккаунтов в соц сетях пиши сама себе комменты о роскошных глазах, как ты это делала раньше, раз заняться больше нечем. Решила за мой счёт пропиариться?) Самой же слабо поучаствовать в проекте, зато желчи на 1 место!)) А "твоему" Д. - спасибо)
26 июня, 02:50 | Ответить
×××
Для старта годно по содержанию, но надо лучше работать над самим текстом и языком.
— Лучше не использовать два вопроса в одном и лишние фразы типа «Приведите примеры». Такое надо переформулировать в одно целое или просто убрать, оно там особой роли не играет.
— Обороты вроде «много ли» некрасиво звучат, перестраивайте фразу, чтобы от такого избавляться, придумывайте более звучные синонимы.
— Не надо сокращать слова. 1995 г. — это боль.
Проговаривайте текст в голове, когда перечитываете, тогда будет ясно, что хорошо звучит, а что надо подсократить или переделать.
25 июня, 16:08 | Ответить
Антон
Все написано интересно и по делу. Ждем новых статей.
25 июня, 15:55 | Ответить
Ваш К.О.
Ребята, вы многого не знаете.
За её недовольством жизнью в России - незаметные, но активные усилия по розжигу российского майдана.
На неё уже и докладную бывшие подчинённые по этому поводу писали!
Кокорин прочитал - и был в шоке!! Почему не уволил - непонятно.
25 июня, 11:41 | Ответить
Профессор Непреображенский
Шариков, ты ли это?)) Летнее бешенство началось?) И тебя вылечим...) Швондеру - привет! :)
25 июня, 14:52 | Ответить
Ваш К.О.
При чём тут Шариков, идиот?
Знаю, о чём говорю.
Если не в теме - ей-богу, лучше молчи.
25 июня, 20:19 | Ответить
Профессор Непреображенский
Если не понимаешь, причём тут Шариков, то идиот - это ты.
26 июня, 16:29 | Ответить
Сэр
Организаторы! А кто героев им рекомендует? Совершенно не понятно, чем герой замечателен? Ладно бы канал был рейтинговый или герой заметный. А так не понятно...
24 июня, 16:09 | Ответить
редакция
Уважаемый сэр, участники и наставники самостоятельно выбирают героев. Редакция не лезет со своим самоваром.
24 июня, 16:31 | Ответить
Сэр
Не вижу причин радоваться за участницу. Интервью получилось антидудь, да еще и с налетом бестолкощины (нелогичности) в построении беседы. Да и герой весьма спорная фигура - неинтересная она! Или такой получилась.
24 июня, 16:04 | Ответить
Песков
нормальная болтовня - некоторые "профессиональные" журналисты и так не могут, хотя по 20 лет в профессии.
24 июня, 17:11 | Ответить
Вадим
Какое радостное лицо на постере с цитатой " СМИ запрещено говорить о способах самоубийства. Отчасти я согласна с этим.."
"СМИ не созданы для помощи людям.." - понятно, не газета "Правда" ))).
А в чем, как сейчас принято говорить "миссия"?
24 июня, 13:34 | Ответить
Артем
Странный выбор Героя - журналюги это антигерои современности - а герои - это врачи, учителя. Вы еще у чиновника взяли интервью
24 июня, 12:53 | Ответить
Илья Лисунец
Пошел на .
25 декабря, 16:31 | Ответить
другой цех
Это кокоринская? смелая женщина. я думал, там все очень тихие и без принципов
24 июня, 12:25 | Ответить
Юрий
Первый (ая) пошёл))) Жду продолжения.
24 июня, 10:49 | Ответить