Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

18 июля 2019 07.15

«Надо заниматься тем, что тебе нравится, и тогда все будет хорошо» — художник Михаил Рубанков в проекте «КакДудь»

Суббота, тридцатиградусная жара. Несмотря на высокую температуру, жители города покинули свои дома, чтобы насладиться буйством мероприятий и вечеринок «Ночи музыки» в Омске. И пока Любинский проспект принимал музыкантов самых разнообразных жанров, в Камергерском переулке расположился большой арт-маркет омских мастеров.

Анастасия Алексеева

Среди них и художник Михаил Рубанков, представляющий свои картины и мерч — открытки, стикеры, значки по мотивам собственного творчества. Тематика картин андеграундного художника весьма обширна — здесь и красочные портреты великих Хамфри Богарта и Джима Моррисона, и загадочные этнические образы, и не лишенный смысла яркий поп-арт. В перерыве от общения Михаила с посетителями маркета и состоялось наше интервью.

Такие мероприятия, как сегодня в «Камергерском», на которых модные, креативные художники и мастера могут выставлять и продавать свои работы, — это же что-то новое для Омска?

— Да, относительно новое, может быть, пару лет. Раньше на маркетах по большей части были всякие ремесленные штуки, глиняные свистульки, а сейчас уже больше современного искусства. «Камергерский» — молодцы, что занимаются этим. Мне очень нравится, что они прямо за арт-движуху, за всякие творческие штуки.

Какой ты видишь отклик на свое творчество на подобных мероприятиях? Как омичи реагируют на твои картины?

— Людям очень нравится, по большей части. Иногда говорят, что некоторые картины немного страшноватые. Да, они страшные, но, тем не менее, яркие и, так скажем, визуально симпатичные. Даже если изображен череп, то он сделан нормально для восприятия.

Чем ты занимался до того, как начал рисовать?

— Работал инженером.

А творчество?

— Творчество всегда было. Пробовал совмещать.

Потом творчество перебороло?

— Перебороло, и я уволился.

Я не сильно разбираюсь, что это за стиль? К каким материалам больше душа лежит?

— Техники у меня, как правило, смешанные — это масло, акрил и баллоны. В основном эти три материала использую. Пишу на классическом холсте на подрамнике. А стиль: я недавно прочитал, что есть такой стиль — ориентализм. Ориент — это восток, и раньше художники-ориенталисты смешивали с европейской культурой какие-то восточные образы — мифологические, эзотерику. Например, Модильяни, Пикассо и многие другие увлекались разными масками, древними культурами. И я понял, что мое творчество близко к этому ориентализму, потому что у меня пересекаются разные культуры в произведениях. Это и древние традиционные визуальные образы, и маски, индейцы, шаманизм.

Когда пишешь картины, ты ориентируешься на мейнстрим? Что сейчас лучше всего покупают?

— Очень сложно сказать, что покупают. То есть, нет такого, что ты что-то нарисовал и это сто процентов купят. Если знать этот секрет, наверное, легче бы жилось в финансовом плане. Мне кажется, надо просто заниматься тем, что тебе нравится, не идти на конъюнктуру, и тогда все будет хорошо. Потому что художник — это его картины. Ты в первую очередь должен показать, что у тебя происходит в голове и в сердце своими работами.

Что вообще в Омске с рынком художников?

— Да много очень художников. У нас и классическая школа есть, которую представляет по большей части наш «Союз художников», и много андеграундных ребят. Омск в плане художников — достаточно сильный город, широко представлены различные стили. Конкретно не хочу никого называть, потому что боюсь кого-нибудь обидеть. Много интересных ребят.

Что сейчас в тренде?

— Мне кажется, сейчас в тренде именно андеграунд. Многим людям уже приелась академическая живопись, пейзажи, натюрморты... И сейчас мы больше поворачиваемся к какому-то современному искусству, поп-арту, ар-брюту, концепту, начинают организовываться выставки именно для неакадемических художников. Наверное, это показатель того, что это входит в тренд.

Кто твои покупатели? Каков спрос на твои картины? Ты ведь еще рисуешь на заказ?

— Спрос есть, но, видишь, моя целевая аудитория — это, наверное, не самые богатые люди. Это, как правило, прогрессивная молодежь, у которых иногда нет лишних денег, и поэтому не каждый человек, который хотел бы купить мою картину, может себе позволить это сделать.

Хорошо, что ты устраиваешь розыгрыши картин у себя в «Инстаграме»!

— Да (Смеется.). А на заказ я делаю портреты. В принципе и другие работы пишу на заказ, но мне должно это понравиться, то есть это не должно быть озеро с лебедями.

Ты ведь рисовал картины для фестиваля Siberian Jazz Festival, организованного Омской филармонией?

— Там была сложная история. На меня сначала вышла филармония, но из-за того, что у них проблемы с финансами, мы потом уже работали с автохолдингом «Евразия», то есть они были заказчиками.

Разве у филармонии проблемы с финансами?

— Внутри с финансами у них все нормально, но давать кому-то что-то — не в их правилах. Я доволен, что я работал именно с автосалонами. Они заказали серию работ из восьми штук, и все остались довольны — они результатом, я оплатой. Ну и результатом тоже.

Чаще ты пишешь людям с предложением посотрудничать или они тебя находят?

— Поначалу сам писал. Сейчас уже есть небольшая раскрутка, и с этим стало проще. Народ начинает узнавать, и люди обращаются. Реклама действует.

Можно ли в Омске художнику зарабатывать только на продаже картин? Ведь у тебя помимо написания картин еще студия музыкального и художественного развития Romantic sound, а также ты занимаешься мерчем.

— Можно, если ты достаточно медийный и раскручиваешь себя. Просто сейчас очень много продаж идет по интернету, может быть, даже бОльшая часть, нежели на всяких базарах. Поэтому надо стараться себя продвигать именно онлайн, и если ты чего-то стоишь, то вполне можно. И тут немного неправильно вопрос задан, что именно в Омске. Это не только в Омске, так в принципе в любом городе.

А в Москве ситуация не лучше?

— В Москве, наверное, лучше. Там больше арт-пространств, можно чаще где-то выставляться либо продаваться. Просто в Москве покупательская способность больше, вот и все. То есть там на десять человек, которые увидят твою картину, потенциально все десять могут позволить себе ее купить. А у нас она может десяти людям понравиться, но просто у них особо нет лишних денег. Не до искусства, так скажем.

А у тебя есть знакомые художники, которые зарабатывают только на картинах?

— Насколько я знаком с художниками в Омске, мало кто зарабатывает чисто на продаже картин. Как правило, еще параллельно это либо татуировки, либо шаржи, мерч, преподавание, мастер-классы.

Еще ты выставляешься в «Левой ноге». Что дает художникам эта галерея, расскажи поподробнее о ней.

— «Левая нога» — это уникальный проект, созданный Димой Вирже и Кирой Газовой. Это некоммерческая галерея, в которой может выставиться практически любой художник независимо от своего уровня. Даже наоборот, они за то, чтобы не раскрученные художники там выставлялись, начинающие либо находящиеся совсем в подполье. Вход в галерею бесплатный, для художников там тоже все бесплатно, это чисто такой волонтерский проект. Очень крутая, на мой взгляд, галерея, не только в масштабах Омска, а в принципе в масштабах России. Можно сказать, это уникальный проект, потому что люди ничего с этого не имеют, по сути, просто вкладываются в искусство.

Есть такое, что люди начинают интересоваться твоим творчеством именно после посещения «Левой ноги»?

— Да, конечно! Возвращаясь к вопросу, что сейчас в тренде, наверное, «Левая нога» показывает, что все-таки андеграундное искусство сейчас в топе. Все больше людей приходят туда. На прошлой нашумевшей выставке «Кильдым» просто чуть не вынесли галерею эту, прямо очень много было народу.

Наверное, посетителей было бы еще больше, если бы галерея располагалась где-нибудь в центре?

— Наверное, да. Но, знаешь, тут двояко. Такое расположение какой-то камерности ей придает, неформатности. Если бы она была на Ленина, возможно, это было бы не так гаражно и привлекательно.

У нас на самом деле мало мест, где можно нормально выставляться. Есть музей «Искусство Омска», но там перманентно представлен только «Союз художников». То есть имеется в виду, что все искусство Омска всецело представляет только союз и еще пара пенсионеров. А вот именно таких частных галерей у нас нет, кроме «Левой ноги». Либо это просто какие-то заведения, либо ты сам делаешь выставки.

Чего не хватает в Омске в сфере искусства, какие условия не созданы для художников?

— В первую очередь я бы хотел видеть в Омске заинтересованность администрации в искусстве, а именно какую-то поддержку неофициального искусства. Потому что если тот же «Союз художников» худо-бедно поддерживают, и он может организовывать выставки на какие-то бюджетные деньги, то власти наплевать на все остальное искусство. Его как будто в принципе нет, люди сами по себе крутятся и создают какие-то гаражи, где выставляются, а это неправильно. На каком-то этапе человек понимает, что ему, чтобы нормально жить, проще уехать в Питер или Москву, и делает это. Никогда в жизни никакие художники нормально не вырастут и не станут топовыми в такой среде, если это будет все вот так как-то по-партизански, зачаточно, нище. И к Западу мы вряд ли приблизимся в ближайшее время. У нас еще очень много советских стереотипов во власти. Я бываю постоянно на открытиях выставок, и туда приходят какие-то люди из администрации, которым по семьдесят лет. То есть человек просто живет совдепом, для него нет никакого современного искусства в принципе. Зачем оно ему? Он своих друзей — пенсионеров — поддерживает. И деньги он никогда на современное искусство не выделит. Зато если художник становится знаменитым, уезжает за границу или в столицу, а потом сюда возвращается, они говорят: «Это же наш омский художник, вот он, вырастили!». А пока ты здесь, ты можешь тут до девяноста лет сидеть рисовать, и всем будет все равно на тебя.

Чего бы ты хотел достичь как художник, какие у тебя планы? Хотел бы стать суперзнаменитым художником?

— Плох тот художник, который не хочет стать суперзнаменитым. Планы у меня есть. Во-первых — совершенствовать свое мастерство. Я всегда это делаю, и у меня нет какого-то предела. Постоянно идет внутренний апгрейд, мне все время кажется, что я все делаю недостаточно хорошо, не на должном уровне, и я постоянно учусь. И опять же, возвращаясь к вопросу «жить написанием картин», мне бы, конечно, хотелось так. Еще мне очень нравится дизайн, то есть не чисто живопись в прямом понимании, а создание образов, которые можно было бы использовать дальше в каких-то визуальных проектах.

КОММЕНТАРИЙ НАСТАВНИКА

Владимир Червонящий, медиаменеджер

Приготовился править последнюю работу Валерии. Добавь во вступлении детали, начни проще, убери вводное, добавь динамики... а когда дошло до рынка художников в Омске, залип. Очнулся, когда кончился текст. После этого вопроса текст очень органичный. Хорошие примеры про филармонию и автосалоны, Союз художников и администрацию. Может быть, не хватило подробностей (сколько зарабатывает художник, что нужно, чтобы вступить в Союз художников, и чем плох этот путь, пара кейсов по продвижению в инстаграм). Глубже бы. Чуть-чуть. Но еще раз, появилось общее представление о рынке художников в Омске. За это Валерии и Михаилу спасибо.

Я бы с удовольствием поставил это интервью на gorod55. Даже завидую теперь. Чуть-чуть.

 

*Интервью опубликовано в рамках третьего тура образовательно-развлекательного проекта «Будь как Дудь». Тема третьего тура — «Эксперты». Задача участников — сфокусироваться не столько на личностных качествах героев интервью, сколько на их профессиональных умениях.

Все материалы проекта можно посмотреть здесь.

Оценки за первый и второй туры смотрите по ссылкам.

Самое актуальное в рубрике: Будь как Дудь

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий