Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

30 июля 2019 07.04

«Я могу встать на колени и извиниться перед всей администрацией Омска, если появится проект с хорошей прибылью!» — бизнесмен Виктор Шкуренко в проекте «КакДудь»

О протесте, теории заговора, «немецкой группировке», инвестиционном климате и политическом влиянии участница конкурса «Будь как Дудь» Нелли Саитова в рамках четвертого финального тура (тема «Конфликт») поговорила с предпринимателем Виктором Шкуренко.

Александр Румянцев

Виктор Васильевич, почему вы решили участвовать в конкурсе по ТОКам (торгово-остановочным комплексам)?

— Потому что я узнал, что есть инвестор из Свердловской области и конкретно под него администрация города делает конкурс по ТОКам. Такой слух ходил в нашем предпринимательском сообществе. Меня это возмутило. Я решил вступить в этот проект просто из протеста, а когда вступил в него из-за протеста, обратил внимание, что я там еще и заработаю. Я одновременно почувствовал себя героем, к тому же обогащающимся героем. Как я всегда говорю, мною движет алчность и тщеславие.

А что движет сильнее?

— Сильнее тщеславие, потому что если думать о будущем, взятие этого конкурса существенным образом не отразилось бы на моих доходах, на доходах принадлежащих мне компаний. К тому же там у меня (в ООО «ТОК». — Прим. ред.) 50 на 50 с Павловым.

Почему вы решились пойти на это дело? Ведь конфликт с администрацией был неизбежен, раз уж они готовили все для «своего». Никто из предпринимателей, кроме вас, не решился. Вы верили в то, что сможете побороть власть в этом деле?

— Скажем так, это был больше эмоциональный порыв, чем продуманный ход. Обычно я стараюсь не конфликтовать ни с кем, но вышло, как вышло. Обидно, что в последнее время бизнес находится под прессом как административным, так и силовым, и это заставляет большинство предпринимателей переходить на полностью легальные рельсы. И мы хотим, чтобы и власть старалась придерживаться этого. В нормальных странах власть, как правило, порядочнее бизнеса, но в России, видимо, долго все будет наоборот. Поэтому накипело. Спущу пар, забуду и уже завтра стану спокойно заниматься любимым делом. Но уже без иллюзий.

Почему вы объединились с Дмитрием Павловым?

— Во-первых, у него есть деньги. Во-вторых, у него есть административный ресурс. Этого достаточно. Я решил, что должен быть партнер, потому что не разбираюсь в этой области. У меня нет достаточного административного ресурса. Он мне был не нужен, я его не использовал никогда. У меня есть только деньги. Павлов разбирается в бизнесе не хуже меня, в ТОКах — лучше меня. Когда я пришел к Дмитрию, он уже готовился к этому конкурсу.

Раньше вы говорили, что не вкладываетесь в те бизнесы, в которых не разбираетесь…

— Я не вкладываю в стартапы, когда приходят дети с горящими глазами, с гениальными идеями, но не имеющие опыта реализации этого проекта. Вот им я и объясняю, что не вкладываю в чужие бизнесы и стартапы. Это немного другая история. Допустим, приходит кто-то и говорит: «У меня есть хорошая идея, я хороший человек, дайте мне денег!». Ну что я должен, по-вашему, ответить?

«Конечно, нет»?

— Зачем мне обижать людей, когда приходят, просят деньги на всякого рода инвестиции? Я должен остаться вежливым человеком, этаким символом, который поддерживает молодое предпринимательство. Вот так резко отказать не могу. По-братски, по-честному. Все мое поведение детерминировано очень просто: я предприниматель до глубины души, и где я вижу малейшую возможность и уверен, что эта возможность реализуется, я за эту возможность хватаюсь всегда! Но для того, чтоб какую-то возможность реализовать, часто нужен, помимо денег, другой ресурс —компетенция, команда и так далее. В данной ситуации, как я вижу по конкурсу, должен быть административный ресурс, поэтому мне нужен был партнер. Да еще и партнер с деньгами.

На сайте «БК55» написали, что у Павлова как раз денег-то и нет на ТОК. И потому он взял вас в партнеры. Вы ему — деньги, а он вам — только административный ресурс…

— Откройте декларацию Павлова как депутата Законодательного собрания, и все поймете. Если «Бизнес-курс» этого не сделал, то это его проблемы. Понимаете, иногда такие издания, как «Бизнес-курс» и подобные им, охотно верят в теорию заговора. Но ее нет! «БК» пишет, что есть какая-то «немецкая группировка», но я в нее не верю. Я знаю Павлова как предпринимателя. А с кем он общается, как он делает свои бизнесы — это уже другой вопрос. Дело в том, что когда это издание говорит о деньгах, оно выдает свои собственные предположения. И только я и подобные мне предприниматели могут примерно знать, у кого какое финансовое состояние, потому что мы в этом поле находимся постоянно. И вот, например, когда «Бизнес-курс» публикует рейтинг самых богатых омичей, я вижу в нем процентов 10 уже банкротов, еще 10 — это какая-то ерунда, и еще 10 попадали в этот рейтинг с суммой значительно ниже, чем они обладают на самом деле или наоборот. В данной ситуации Павлов как раз недооценен.

А зачем вы нужны Павлову?

— Думаю, он понимал, что сумма здоровенная, и он решил эти риски поделить со мной. У меня есть еще одно предположение: когда мы вдвоем, нас трудно разбить, потому что мы никак не связаны друг с другом, на нас нельзя повлиять. Вот по отдельности можно было бы каким-то образом использовать рычаг влияния, а так невозможно.

Насколько вы уверены в том, что ваш конкурент Виталий Ольшанский передаст тендер по ТОКам уральскому инвестору?

— В моем представлении, вероятность этого сценария больше 50 процентов, но я могу ошибаться. Я имею право на субъективную оценку происходящего.

Вы считаете, что это плохо, если он так сделает?

— Это неплохо. Если он так сделает, проигравшими будем не мы и не Ольшанский (он выиграет от продажи своей победы), а проиграет город Омск, потому что вместо 101 миллиона он получит 26. Мы с Павловым точно не проиграем. Нам сейчас вернут вложенный задаток. Если администрация не хочет брать нас в союзники, то ради бога. Только потом не приходите ко мне и не говорите о том, что наш омский бюджет такой нищий. Это проблема не моя, а их. Я пытался помочь, но вот, видите, не получается. Если будут приходить ко мне всякие спортивные организации, например, за деньгами, я им буду всю эту историю рассказывать. Скажу, что у вас была прекрасная возможность эти деньги в бюджете взять, а не побираться. Почему я стал таким циничным? Потому что я вижу позицию администрации города, и она не менее цинична, чем моя.

Кого больше вините в сложившейся ситуации?

— Администрация готовила конкурс под конкретного инвестора, потратила на это очень много сил и энергии, в итоге появились претенденты, на которых они не рассчитывали, вот и итог. Вот представьте: вы, например, готовите какую-то вечеринку (вы молодая, поэтому я такой пример решил привести). Потратили много сил на нее. И на вечеринку пришел парень, для которого вы все это и делали, потому что он вам очень нравится. А этот парень берет и выбирает другую девушку, которая туда случайно зашла. Какая ваша реакция? Вы же потратили столько сил: купили платье, накрасились, а на вечеринке выясняется, что все это было напрасно.

У меня нет претензии к уральскому инвестору, у меня есть претензия к нашей администрации. Приехали бы ребята хоть из Монголии, хоть из Бурунди и сделали бы для нас всех аукцион — кто больше заплатит, того и бизнес. Меня расстраивает подход администрации, что они сделали запутанный конкурс вместо аукциона. В нем так много крючков, что простой смертный не разберется в этой документации. В итоге его еще и провели, с моей точки зрения, с нарушениями.

Вы с членами Союза предпринимателей решили написать письмо мэру. Думаете, это как-то поможет?

 В бизнесе трудно что-либо предполагать заранее. Действительность может меняться. Я не кукловод, я не знаю, как та или иная организация будет реагировать на эти наши жалобы. Это как в спортивном состязании: тут нельзя знать, кто победит, но я надеюсь, что мы. Зачем мне заранее чувствовать себя победителем, а потом расстраиваться по этому поводу? Я уже и так расстроился, что проиграл конкурс.

Какой исход ситуации вы предполагаете?

— Искренне не знаю. Ни человека, ни организации нет, которая четко может взять на себя ответственность по решению этой проблемы. Здесь уже много органов будет задействовано. Потому что это вышло за рамки внутренней проблемы администрации города Омска, ведь мы обратились в УФАС, прокуратуру. Мы теперь ждем реакции на это. С их реакцией должна считаться администрация.

Как данная ситуация отразится на инвестиционном климате Омска?

— Это философский вопрос, потому что само понятие «инвестиционного климата» достаточно сложное. Мое глубокое убеждение: инвестиционный климат формируется в целом по стране, и на него влияют решения федеральных органов в первую очередь. Нет такого понятия, как «инвестиционный климат Омска», на мой взгляд. У нас бизнес во многих регионах, и когда я инвестирую в регион, я редко анализирую инвестиционный климат в нем. В большей степени мы рассчитываем на свои силы и покупательскую способность населения. Часто связывают подобные вещи с улучшением инвестиционного климата. Но это не тот случай. Просто данная ситуация, скорее, подорвет доверие к администрации города Омска, а не к инвестиционному климату.

Если вы все-таки проиграете…

— Даже если сейчас произойдет неприятная для меня история, это не значит, что я перестану вкладывать в Омск и Омскую область. Я же не девочка, которая будет обижаться. Я не буду психовать. Я забуду эту историю и все.

То есть если еще будут какие-то проекты в нашем городе, вы вложите в них?

— Если появится хороший проект, связанный с хорошей прибылью, то уверяю: я могу после всего этого встать на колени и извиниться перед всей администрацией города Омска! Сказать: «Ой, спасибо вам, вы вернули инвестиционный климат в Омск!». За перспективный проект я пойду на союз с администрацией. А если чиновники администрации будут мешать мне развивать бизнес, я пойду на конфликт с ними. Кто там сидит сейчас, как они относятся к инвестиционному климату, как они ко мне относятся — мне абсолютно все равно! Почему у меня такая смелая позиция? Потому что мы уже застраховали свой бизнес так, что работаем в восьми регионах, и если здесь у меня будет плохо, то я реализую проекты в другом регионе, или даже в другой стране. У нас в Казахстане тоже есть бизнес.

«Бизнес-курс» полагает, что региональные власти могут искренне желать поражения тандему Павлов — Шкуренко, так как Павлов якобы состоит в «немецкой группировке» Камерцеля, а она в свое время пыталась поставить власть под свой контроль, и при первом вице-мэре Денежкине предпринимала попытку отдать на откуп Павлову весь омский рынок НТО. А Бурков потому и предпочел уральского инвестора, что хочет посредством «своих людей с Урала» уменьшить влияние «немецкой группировки». Ваше мнение насчет этой версии?

— Если Бурков хочет такими способами усилить свое политическое влияние, то это совершенно странно. Зачем все это вмешивать в экономику, да еще и в такую чувствительную сферу, как торгово-остановочные киоски, где работают мелкие предприниматели? Зачем втягивать все это в политические игры?

Не знаю, усилить — не-усилить, но он, возможно, хочет просто избавиться от давления данной группировки…

— И что теперь? Для того, чтоб избавиться от давления, нужно отказаться от дополнительных бюджетных денег? Я думаю, это чисто коммерческая история. Нет здесь никакой политики, есть только личные интересы. Все проще. Давайте с другой стороны посмотрим. Мы с Павловым могли бы пойти к Ольшанскому, предложить ему, к примеру, 50 миллионов рублей за его компанию как победителя конкурса и таким образом смогли бы купить этот бизнес за меньшие деньги, чем предлагали. А он мог бы компанию продать, заработав приличные деньги. И причем здесь политика…

А юридически так можно сделать?

— Можно, но сейчас мы попали в такую информационную и репутационную ситуацию, что это невозможно. Но Ольшанский может это сделать, продав компанию другим заинтересованным лицам.

Правильно ли я понимаю, что если компания Ольшанского будет единственной в конкурсе, то они не за 26 миллионов рублей покупают тендер, а по стартовой цене — за 13 с половиной миллионов?

— Нужно проверить эту информацию. Возможно, я ошибаюсь. Я сам этого до конца не понимаю.

Я заметила, что «Бизнес-курс» больше писал против вас и был на стороне Ольшанского. Это заказ или им просто нужен хайп?

— Да, им просто нужен хайп. Я считаю, что это издание действительно независимое, но иногда у них есть такая субъективная точка зрения, которую они отстаивают таким образом, как будто она объективная.

Правда ли, что Ольшанский и Павлов — сводные братья?

— Я не хочу комментировать это.

На основании этого, пошел слух, что весь шум с украденной заявкой — для отвода глаз.

— А зачем мы требуем сейчас, чтоб нас восстановили? Столько энергии тратим… Встречаюсь с вами, интервью даю. Так заигрались, что продолжаем играть? Такая версия могла бы существовать, если б не было определенных действий после этого. Мы себя ведем сейчас так, что эту версию полностью опровергаем. Все гораздо проще.

Чем ваш проект лучше, чем у конкурента?

— Там нет такого понятия, кто лучше. Кто больше предложит — вот и все. Мы предложили больше денег в четыре раза, чем наш конкурент! Наш проект выгоднее для омичей, потому что бюджет Омска получил бы на 75 миллионов рублей больше. Качество ТОКов одинаковое. Надо просто соответствовать тем требованиям, которые предъявляют.

Сколько будет стоить аренда ТОКов?

— От одной тысячи до шести за квадратный метр.

Омские предприниматели потянут?

— Так это же нормальные нынесуществующие ставки. Арендная ставка будет соответствовать рыночным возможностям тех, кто будет арендовать эти площади. Где-то в СМИ прочитал комментарий, что администрация города должна контролировать ставки, по которым будет сдавать победитель конкурса. Но это вообще бред! Мы же на рынке, это должны сами субъекты рынка определять. Никто не собирается делать ставки в два раза выше рыночных.


Интервью опубликовано в рамках четвертого (финального) тура образовательно-развлекательного проекта «Будь как Дудь». Тема четвертого тура — «Конфликт». Задача участников — раскрыть суть конфликта, при этом постараться сохранить дистанцию и не занимать чью-либо сторону.

Все материалы проекта можно посмотреть здесь.

Оценки по итогам трех туров здесь.

Самое актуальное в рубрике: Будь как Дудь

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 11):

Николай
Хорошее интервью. Все аргументировано и понятно! Удачи Виктору и его большой команде!
01 августа, 17:09 | Ответить
Читатель
Отличное интервью. Это подтверждают и комментарии завистливых _13_ и Нус. Сами-то способны только оскорблять да брюзжать))
31 июля, 18:16 | Ответить
_13_
завидовать пигалице, которая путает молодежную вечеринку с деловой встречей?! увольте.
01 августа, 08:06 | Ответить
No name
Ну сколько уже можно делать интервью со Шкуренко? Его итак слишком много ВЕЗДЕ
30 июля, 14:01 | Ответить
43
Да Шкуренко много где выступает, но в этом интервью он говорит много того чего раньше никогда не говорил, с интересом прочитал.
30 июля, 17:42 | Ответить
_13_
объясните кто-нибудь девочке, что в шортах или мини-юбке (что там у нее на заднице надето?) на деловые интервью не ходят. она после ночной вечеринки переодеться не успела?!
30 июля, 13:40 | Ответить
Нус
Девочка пытается сделать карьеру, тем чего не хватает
30 июля, 17:17 | Ответить
журналист
Бабки, сидящие у подъезда добрались до интернета??
30 июля, 21:21 | Ответить
_13_
это называется аргументированная критика, а вот ваш комментарий - это как раз из серии "бабки у подъезда"
01 августа, 08:08 | Ответить
Ret
"...и это заставляет большинство предпринимателей переходить на полностью легальные рельсы..."
Да уж... Вот печалька то для бизнеса! Всем печалькам печалька...
30 июля, 08:55 | Ответить
Там дам
Шкуренко под немцами ходит? Интересненько. Все встало на свои места.
30 июля, 08:39 | Ответить