Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

01 августа 2019 07.00

«Раньше я думала, что это все нытье, но после моей ситуации поняла людей, уезжающих из Омска» — общественница Альфия Мячина в проекте «КакДудь»

Участница проекта «Будь как Дудь» Валерия Зройчикова в рамках последнего тура (тема — «КОНФЛИКТ») пообщалась с общественницей Альфией Мячиной. 

Чуть больше месяца назад Альфия Мячина, теперь уже экс-руководитель Открытого молодежного пространства «Дача ВВЕРХ» в библиотеке имени Пушкина, разместила пост у себя на странице во «ВКонтакте», в котором подробно описала конфликт, разгоревшийся между ней и дирекцией «Пушкинки». После активного прессинга со стороны дирекции библиотеки в отношении команды проекта площадку «Дачи» закрыли, а Альфие пришлось написать заявление «по собственному желанию». Однако это вовсе не совпадало с интересами и желаниями девушки, и она решила придать ситуацию огласке в надежде вернуть площадку. Итог — тысячи просмотров и сотни комментариев со словами поддержки и предложениями помощи от неравнодушных омичей. И, тем не менее, руководство библиотеки осталось при своем мнении. Подробности резонансной истории в интервью Альфии Мячиной «Новому Омску».

Альфия, с чего начался конфликт «Дачи Вверх» с библиотекой?

— Начался методичный прессинг со стороны дирекции библиотеки в сторону меня и моей команды. Без каких-либо предупреждений директор и его заместители начали вводить новые правила, о которых мы узнавали непосредственно уже, когда сталкивались с ними. Например, за всю историю «Дачи» ей управляла молодая инициативная группа, большая по количеству, и, естественно, не все были официально трудоустроены. Это в принципе невозможно — устроить двадцать человек на две ставки. Однажды наши администраторы пришли на работу, а им не выдали ключи, ссылаясь на то, что они не сотрудники библиотеки. У нас было запланировано мероприятие, на которое придут люди, а мы не могли туда попасть, тупо открыть двери, хотя вчера вечером все было нормально. Вот такие грубые методы были использованы, и таких инцидентов было несколько.

Почему вам пришлось уволиться?

— Дирекция вспомнила, что я по договору библиотекарь и должна работать в определенном отделе каждый день с восьми тридцати, а значит я не выполняю свои библиотечные обязанности. Хотя когда меня принимали на работу, был разговор с директором о том, что договор — это формальность. Я даже не знаю, где находится отдел, в котором я должна работать по этому договору. Мне сказали, что наши устные договоренности теперь не имеют значения, а имеет значение то, что я библиотекарь, и если я не уволюсь по собственному желанию, меня уволят по статье за невыполнение своих обязанностей. Это было прямо как в плохом кино, ужасно!

Вы писали в своем посте, описывая случившийся конфликт, что точкой невозврата стала ситуация с размещением дирекцией выставки с фотографиями афганцев-инвалидов в конференц-зале, где «Дачей Вверх» было запланировано мероприятие ко Дню защиты детей.

— Это мои рассуждения, не факт, что именно эта ситуация. Это был один из тех случаев, когда без согласования со мной как руководителем команды, нашими организаторами дирекция предпринимала какие-то действия самостоятельно. Не только без согласования, а даже без предупреждения. Мы пришли на работу, а все стены завешаны экспозицией, хотя мы готовили мероприятие, планировали использовать эти стены по-другому. К тому же мероприятие было ко Дню защиты детей, с ограничением семь плюс, а выставка была далеко не семь плюс. Отличная выставка, но она не подходила для детской аудитории. Это, конечно, была очень сложная ситуация, нам пришлось много что менять, переставлять мебель и аппаратуру, скажем так, подстраиваться.

То есть эта ситуация действительно показала, что вы мешаете дирекции?

— Не знаю, у меня было ощущение, что мы всегда мешали. Директор говорил об этом — что его заставили пустить проект «Дачи» в библиотеку, что раньше были люди, которые влияли на то, чтобы этот проект там был, намекая на высокие чины в нашем правительстве. Да, это были люди, заинтересованные в том, чтобы были интересные живые проекты, современные, не поросшие советским мхом, организованные адекватными людьми с определенным культурным бэкграундом, чтобы молодежь приходила туда по своей воле, а не так, как сгоняют школьников в культурные учреждения. И я думаю, дирекцию библиотеки раздражало, что они сами не были инициаторами этой площадки, но были заинтересованные в ней люди по чину старше них, и дирекция была вынуждена терпеть проект. А потом, когда произошла ротация в правительстве, эти люди ушли со своих постов, и получилось, что кроме нас, кураторов этого проекта, он стал никому не нужен. И теперь, когда у дирекции не осталось ни одного повода эту площадку терпеть, нам сказали «до свидания».

Всегда был прессинг со стороны библиотеки?

— Нет, наверное, последний месяц перед увольнением. Напротив, сотрудники библиотеки, с которыми мы пересекались, — служба охраны, диспетчеры, коммунальная служба — это были очень душевные, лояльные к нашему проекту люди. Я бы не сказала, что нам все время вставляли палки в колеса, но последний месяц это было, и было очень жестко. Я в принципе не умею в таком режиме работать. У меня разговор простой — я прихожу и говорю: «Что происходит, что не так? Скажите, что мы можем сделать, чтобы мы были полезны, интересны для библиотеки, чтобы был какой-то компромисс и радость друг от друга». Все эти разговоры заканчивались ничем. Это вообще сложно разговорами назвать, это из серии «Я здесь начальник, с чего ты вообще взяла, что я с тобой буду разговаривать?».

Может быть, у дирекции негативный настрой именно по отношению к вам, вашей команде?

— Может быть, дело и во мне лично. Ну смотрите, ситуация с выставкой — когда ее разместили, мне уже было понятно, что это такой акт власти, и идти на рожон, махать шашкой было бы как-то глупо. Единственное, что я сделала, сказала директору: «Александр Викторович, можно, чтобы как-то в дальнейшем вы заранее нас предупреждали, что вы хотите здесь провести или повесить, чтобы мы могли корректировать свои планы, расписание?». На что он ответил, что со мной ничего согласовывать не будет, а единственный, кого будет о чем-то предупреждать, — это министр. Наверное, в этот момент мне надо было пасть ниц, сделать что-то, чтобы меня вновь полюбили. Я не знаю, у меня нет этой мышцы, структуры внутри меня, которая понимает, как надо было правильно себя повести. Я была в шоке от такого ответа! Я считаю себя образованным человеком с большим опытом, я руководитель, и мне непонятно, как так можно работать, как можно так разговаривать с людьми. Поэтому да, может быть, во мне лично дело, я действительно не умею сказать: «Боже, вы подумали, что я подошла к вам поговорить вслух? Да нет, не может быть! Я мелкая сошка, простите меня!». Я утрирую, конечно, потому что меня до сих пор злит эта ситуация. Но я не умею так делать, и знаете, слава богу, я не буду так делать никогда. Надеюсь, моей жизни и жизни моих близких не будет ничего угрожать, и меня не заставят так делать, как показывают в некоторых кино. Но когда я могу выбирать, какое-то уважение к себе сохранять, я надеюсь, что я всегда буду так себя вести.

 Вы обращались к президенту с просьбой разобраться в ситуации. Последовал ли ответ?

— Нет. Я звонила по телефону на горячую линию и писала СМС. И я знаю, что еще несколько людей с этим вопросом обращались на прямую линию к президенту. Это было мое первое обращение, я очень волновалась. Мою заявку приняли, оператор на линии полностью разобрался в ситуации. Я рассказывала, он останавливал меня, объяснял, как он понял, записал весь этот длинный рассказ. Я просила поддержки и хотела услышать мнение президента по поводу молодежной политики в регионах. Относительно европейской части страны, как мне кажется, она по-другому выстроена, а вот в провинциальных городах все очень тяжело с молодежными проектами. Потом через некоторое время оператор перезвонил мне и зачитал полностью мое обращение, чтобы я его согласовала и ждала ответа. Жду до сих пор.

Если бы директор библиотеки Александр Ремизов позвал вас обратно возглавлять молодежное пространство «Пушкинки», смогли бы вы там работать после такого конфликта?

— Да! У меня к нему лично каких-либо претензий нет, мне очень жалко проект! Это очень классная инициатива. И то, что он очень грубо себя вел, это настолько не в приоритете на самом деле, не это важно. Мне в министерстве культуры говорили, что он передо мной извинится, что он действительно вел себя грубо, так не должен вести себя человек, занимающий подобную должность. Никаких извинений не было, а они мне не сильно и нужны. Мне хочется, чтобы площадка работала. Любимая центральная городская площадка, куда вложено столько сил, денег, ресурсов и столько людей через нее прошло, что просто больно от того, что она закрывается, еще и таким ужасным способом! Одна из моих целей была, чтобы все вернули, как было, чтобы устные договоренности, которые были между нами, стали бы какими-то документами, чтобы потом передо мной не трясли этим фальшивым договором, унижая и угрожая. Чтобы было написано, что мы можем делать, а что нет, были прописаны ответственности и свободы, и я бы с удовольствием работала в библиотеке! Мы там все наладили, все процессы, все было здорово. За эти полгода работы «Дачи Вверх» не было никаких инцидентов, все было вовремя. У нас даже ни разу никто не опоздал! Я умею работать, умею управлять. И в этом смысле все было бы классно с площадкой.

Как вы думаете, почему библиотека не заинтересована в таком популярном среди омичей молодежном пространстве? Ведь многие посетили «Пушкинку» первый раз именно благодаря «Даче».

— Смотрите, например, я могу делать что-то, когда я этого лично хочу, либо когда меня на это что-то побуждает. Когда есть какая-то причина это делать, человек это делает. Видимо, у директора нет причин личных и административных, нет заявок. Я не знаю на самом деле, почему. То, что я видела, — это просто личная незаинтересованность, ведь этому проекту нужно посвящать какое-то время. Хотя «Дача» — это абсолютно такое суверенное пространство, которое живет, есть не просит, туда постоянно толпами ходят подростки, активные омичи, там что-то проходит. Мы никого от библиотеки не напрягаем, там все само устроено — насыщенное расписание, какие-то активные события. Но при этом мы мешали. Ума не приложу, чем. Насчет того, что, может, действительно я сама лично не понравилась, — это мне тоже неизвестно, потому что мне не удалось с ним ни разу поговорить. Хотя я не считаю, что мы должны как-то друг другу нравиться. Ну это классно, если мы работаем на одной площадке, и нам комфортно вместе проводить время, но для этого надо разговаривать, что-то вместе делать, коммуницировать. А коммуникации с дирекцией не было. У нас никто не спрашивал, что у нас проходит, не просили никаких планов, отчетов. Чтобы директор хоть раз пришел на нашу планерку, спросил, какие проекты у нас намечаются в текущем месяце, — такого не было.

Какую точку в случившейся ситуации поставило министерство культуры?

— В министерстве сказали, что этот проект изначально был неправильно создан, и когда я туда устраивалась, я должна была увидеть, что все вилами по воде писано, и добиться того, чтобы все было прописано в документах, чтобы это был чей-то проект. По сути это действительно был ничей проект, и они сказали, что это закономерно, что так случилось, потому что изначально все было неверно устроено. А также сказали, что они попробуют сынициировать волонтерский культурный центр на месте «Дачи Вверх», где будут обучать волонтеров для культурных событий Омска, и возможно, туда меня позовут.

Я знаю, вам предлагали другие площадки для размещения открытого молодежного пространства. Ничего не присмотрели?

— У меня нет желания заниматься молодежным пространством на какой-то коммерческой площадке. Это не будет открытым пространством, если это коммерческое помещение. Открытое — это значит бесплатное, люди туда приходят бесплатно, организаторы могут прийти и провести свои мероприятия бесплатно на больших территориях, площадях, соответственно, если снимать какое-то помещение, мне нужно за него платить, и значит, за вход мне нужно брать деньги. Это уже совершенно другая история, обычный коммерческий зал, выставочный центр. Мне это не нужно.

Другой такой крутой площадки, как была «Дача Вверх», я не знаю больше в Омске. Это было идеальное место для молодежи, в центре города, в помещении, которое должно быть культурным центром. Во многих крупных городах помещение главной библиотеки — это центр притяжения, место скопления классных людей. Это культурные события, интеллектуальный досуг, развлечения, театр, кино. В нашей библиотеке по-другому.

Может быть, стоит продолжить бороться за право существования «Дачи Вверх» на базе библиотеки Пушкина? Например, обратиться в федеральное Министерство культуры?

— Не знаю (Задумчиво).

Уже, наверное, нет сил и желания?

— Нет веры. Разговор с министром в меня вселил эту веру, когда меня пригласили в министерство первый раз. Меня впервые вообще спросили, кто я, чем я занимаюсь и почему так сильно болею за эту историю. По-человечески поговорили, и я подумала: «Боже, неужели что-то может сдвинуться и у кого-то откликается этот вопрос?». Но второй разговор показал, что нет. И мне сложно представить, что какая-то команда сможет без ущерба для подобного проекта работать с дирекцией библиотеки. Либо это будет что-то такое авторитарное, не молодежью уже будет управляться. В дирекции библиотеки уже немножко другого возраста и другого формата люди. Может, стоит дальше бороться, не знаю. Мне уже трудно поверить в иной исход, и после этого разговора в министерстве мне не кажется, что дальнейшие попытки смогут к чему-то привести.

Как вы думаете, почему в нашем городе так происходит с молодежными инициативами?

— Я не специалист и не знаю, как это все бывает. Я впервые взаимодействовала с дирекцией городского культурного учреждения. Еще я привыкла обычно работать сама, со своими друзьями, не прибегая к чьей-то помощи. Люди, с которыми я обычно договариваюсь, уважают свои слова, и для меня дико, что можно так себя вести, для меня это ненормально. Почему так происходит? Потому что люди не заинтересованы. На мой взгляд, вообще нельзя заставить любить свою работу. Если тебе самому интересно делать этот проект, то идеи просто сами будут рождаться. Я могу генерировать идеи круглогодично каждый день — что еще можно добавить в проект, как еще сделать. Мне времени мало, чтобы все реализовывать. А если мне не интересны, например, проекты в области нефти и газа, так я их и не придумываю, я их и делать никогда не буду. Мне интересны проекты в области молодежи, людей, психология, развитие, что-то для того, чтобы люди общались, любили свой город. Если бы мне не было интересно, как дирекции или другим людям, которые закрывают подобные вещи, наверное, я бы тоже закрывала. Мне сложно поставить себя на их место, я не могу представить, чтобы я работала где-то, где мне плохо настолько, что я хочу там всех повыгонять, кому-то угрожать. Я считаю, что многие люди уезжают из Омска именно потому, что у них не получилось здесь как-то повлиять на город, поменять его. Раньше я думала, что это все нытье, а после этой ситуации я поняла всех этих людей, которые обижены.

Посмотрим, вдруг что-то еще дальше будет. Хоть мне и тяжело уже в этом всем участвовать, столько эмоций и публичности — это не так просто на самом деле.

Зато какой резонанс в обществе вызвал этот конфликт!

— Да, это было, честно говоря, неожиданно! Я рассчитывала на какую-то поддержку, но не на такую. Это было для меня шоком. Я думаю, что это было не зря. Многие люди такие истории просто скрывают и не рассказывают. Мы это обнародовали, и, может быть, в следующий раз, когда кто-то из директоров учреждений или тех, кто имеет какую-то власть, захочет ей воспользоваться так же грубо и не в интересах города, они задумаются и не будут так делать. Потому что поймут, что об этом может стать известно широкой общественности, и хотя бы будут держать себя в каких-то рамках. А люди, которые делают проекты, будут учиться на наших ошибках и защищать себя как-то еще, и с точки зрения закона, согласовывать все документально, а также искать себе поддержку среди чиновников. Я просто надеюсь, что наша тяжелая история хоть чем-то будет полезна для людей.

Интервью опубликовано в рамках четвертого (финального) тура образовательно-развлекательного проекта «Будь как Дудь». Тема четвертого тура — «Конфликт». Задача участников — раскрыть суть конфликта, при этом постараться сохранить дистанцию и не занимать чью-либо сторону.

Все материалы проекта можно посмотреть здесь.

Оценки по итогам трех туров здесь.

Самое актуальное в рубрике: Будь как Дудь

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Геля
Я вообще не поняла, что это за пространство и чем оно занималось, что за мероприятия? зачем они были нужны?
02 августа, 09:44 | Ответить
Катя
Да, эта тема вообще не раскрыта
02 августа, 10:39 | Ответить
Тиви
Вот, интересно. А почему автор даже не уточнила, кто эти самые кураторы "Дачи" из высоких чинов правительства, кто был в ней заинтересован. Ведь мы все, знаем кто это. Но неуже не возникло элементарного журналистсского любопытства?
01 августа, 12:25 | Ответить