
Новый Омск
06 августа 2019 07.05
«Ну почему нельзя фамилии-то назвать?» — члены жюри выбрали «омского Дудя»
Завершился образовательно-развлекательный проект «Нового Омска» «Будь как Дудь». Победителем по сумме баллов за четыре конкурса стала… а, впрочем, не будем торопить события, сами увидите в конце текста. Занявшая первое место получает 15 тысяч рублей и предложение о сотрудничестве с нашей редакцией.
Вот и закончился наш двухмесячный забег. От лица редакции позвольте поблагодарить всех участников (точнее участниц) проекта, которые пожертвовали студенческими каникулами ради написания текстов. Нам стыдно, что мы забрали у вас лето. Впрочем, такое себе было лето.
Выражаем персональную благодарность наставникам проекта — видеоблогеру Денису Моисееву, медиаменеджерам Юрию Воробьеву и Владимиру Червонящему, главреду районной Шербакульской «Нашей газеты» Леониду Евсееву и, конечно же, рекордсменке Валерии Лобановой. Эти специалисты согласились помогать не за стотысячные гонорары, а за единственную доступную нам валюту — радость. Радость, когда видишь, как твои подопечные растут в профессиональном плане.
Ну и, конечно же, физкульт-респект членам жюри проекта. Эти люди взвалили на себя тяжкое бремя — судить.
Но пусть они сами за себя скажут, а заодно и подведут итоги проекта, определив победителя — «первого омского Дудя». «Первого», потому что, надеемся, будет и «второй», и «третий» — сейчас немного отдышимся и к октябрю «замутим» второй сезон проекта. Приглашаем всех желающих стать участниками, наставниками и членами жюри и связаться с нами через любой удобный канал коммуникации.
Александр Малькевич, председатель жюри, член Общественной палаты РФ от Омской области
— Тема финального тура «Конфликт» — очень яркая, острая, и участники молодцы, но… я все-таки должен критиковать.
Начнем с Нелли Саитовой — интервью с Виктором Шкуренко немного напоминает старый анекдот:
— Петька, приборы!
— 700, Василий Иваныч.
— Что 700?
— А что приборы?
Для человека, не посвященного в суть темы, складывается ощущение, что два человека встретились и поговорили о чем-то своем. Часто в тексте не хватает конкретики, пояснений: что за Павлов? что за Ольшанский? И т. д.
Дальше Дарья Касьяненко и «псевдобордель». Здесь история еще более запутанная, и дело даже не в том, что я сейчас нахожусь вне омской повестки. Хотелось бы также прояснить в начале интервью — что за дом, что за борьба, дайте ссылку, дайте фото дома, в конце концов, расскажите подробнее, что там за «злодейские» инициативы от ТСЖ, почему они палки в колеса ставят. Впрочем, в тексте много и любопытных мест, про тот же хостел в Оттаве. Это классно.
А вот история, рассказанная Валерией Зройчиковой, мне как раз понятна. Я сам неоднократно бывал на мероприятиях «Дачи…». Валерия смогла раскрыть героиню Альфию Мячину. Из текста видно, что у нее все кричит… И это не хипстер из Канады, и не уставший и немного циничный, но тем не менее очень симпатичный бизнесмен Шкуренко, а общественница, которая не понимает, что вообще творится.
Почему я не поставил 10-ку? Меня повеселило, что очень много неоправданной недосказанности. Замечательный, интеллигентный, начитанный человек Александр Викторович Ремизов всплывает в тексте лишь во второй части, да и то в вопросе автора. До этого идут какие-то безликие упоминания — директор, директор, имя-отчество. Дальше идет текст, что были люди, которые влияли на развитие проекта, намекали на высокие чины…
Ну почему нельзя фамилии-то назвать? Тем более что они в правительстве уже не работают. Да, в свое время неравнодушными девчонками был придуман прекрасный проект, с которым они пришли к Владимиру Борисовичу Компанейщикову. И тот выхлопотал им помещение. А дальше случилась традиционная история: нет куратора на госслужбе, и весь проект посыпался. Но я и с Ремизовым могу согласиться в той части, что все было оформлено криво и косо. Такое часто бывает, когда большой начальник дал команду, а исполнители сделали все не совсем в правовом поле. А пострадали в итоге люди.
Елена Петрова, старший преподаватель филфака ОмГУ
— Жаль, что не все участницы проекта дошли до финала, поскольку, как я уже отмечала, потенциал есть у каждой. Но надо признать, что финальное задание было самым сложным: разговорить человека, имеющего отношение к конфликту, бывает непросто и опытному журналисту. Поэтому всем, кто сумел выполнить последнее задание — мои поздравления независимо от полученных баллов. Вы — большие молодцы! Конечно, обязанность журналиста — предоставлять слово обеим сторонам конфликта. Исключение возможно только в том случае, если задача журналиста — через конфликт показать человека. Нелли Саитовой и Валерии Зройчиковой это удалось.
В интервью Нелли Виктор Шкуренко предстает как отличный коммуникатор, учитывающий условия общения, жизненный опыт собеседника; он показывает, что интересы дела для него важнее амбиций. Читая интервью, понимаешь, что эти качества помогли ему добиться успехов в бизнесе. Но и журналистам есть чему у него поучиться как у коммуникатора.
Подробный разговор Валерии с Альфией Мячиной показывает, что у этой девушки все очень хорошо с самооценкой: «Я умею работать, умею управлять...», «Я считаю себя образованным человеком...», «...я руководитель...» и т. п. Что ж, будем надеяться, что это качество поможет Альфие добиваться в своей сфере успехов не меньших, чем добился Шкуренко в бизнесе. Но, судя по интервью, оно могло и способствовать конфликту...
Ценность таких текстов еще и в том, что они помогают самим героям взглянуть на себя как бы со стороны, более объективно себя оценить. Поэтому Нелли Саитовой и Валерии Зройчиковой ставлю высший балл.
А вот герой Дарьи Касьяненко не очень-то раскрылся. Вроде бы тоже демонстрировал желание все очень подробно объяснить, даже фотоаппарат в пример приводил. Но осталось впечатление, что то ли ему есть что скрывать, то ли интервьюер «не дожала»... В любом случае ответственность за результат несет журналист. Поэтому — только 8 баллов.
Что ж, проект завершается, и я хочу поздравить всех участниц, не только финалистов, с тем, что вы все же прошли этот путь. Наверное, для кого-то он оказался простым, для кого-то — очень сложным. Но в любом случае вы попробовали свои силы, проверили и лучше узнали себя, поняли, хочется ли вам идти по этому пути дальше. Надеюсь, еще встретимся в учебных аудиториях!
А «Новому Омску» желаю новых интересных проектов. Готова по мере сил в них участвовать.
Вадим Березиков, политтехнолог, журналист
— Долго думал, кому отдать победу в финальном туре. Даже (поверьте, это трындец какая редкость!) ПЕРЕЧИТАЛ два интервью повторно. Я свои-то тексты редко второй раз читаю. Но здесь была победа на тоненького, связанная из нюансов общения и атмосферы текста. Короче, у Дарьи Касьяненко десятка, а у Нелли Саитовой — девять баллов. И вот почему.
Я действительно считаю, что Виктор Шкуренко — герой нашего города, который не боится идти на конфликт ради своих принципов. Он, наверное, как никто другой достоин участия в заявленной на последний тур теме. Но! В интервью есть присутствие Виктора и — очень мало Нелли.
И не надо мне говорить, что хорошего журналиста в интервью не должно быть. Ерунда! Так же, как режиссера видно в каждом кадре фильма или сцене спектакля, так и журналистское лицо должно выглядывать из-за каждого вопроса и комментария. Только тогда создается ощущение присутствия при разговоре. Дарья выиграла у Нелли в этом туре как раз исключительно благодаря эффекту присутствия, живым вопросам и явной заинтересованности в разрешении конфликта. В середине интервью мне даже на секунду показалось, что Дарья ангажирована жителями злополучного дома. А потом понял — нет, ей просто было интересно разобраться. У Нелли я такой заинтересованности не увидел.
Валерия Зройчикова берет сегодня бронзу в размере восьми баллов. И, наверное, не потому, что интервью плохое. Просто оно показалось скучнее двух других. Результат понятен с первых строк: чиновники — **даки, Альфия Мачина — Д*Артаньян. Нет конфликта в тексте, есть очередной беспредел «власть предержащих». Я бы в этой теме, скорее, взял бы интервью у Ремизова, которому задавал бы жесткие вопросы и про то, за что выгнали, и про оскорбления, и про чванство чиновников.
Про сам конкурс. Идея хороша, своеобразный WorldSkills для представителей журналистского сообщества. Все хорошо, кроме — простите, коллеги, — работы наставников. Друзья, хотелось понимать, как вы работаете с участницами, какими секретами делитесь с ними, а значит, и со всеми наблюдателями. Увы, этого не случилось.
Еще раз прошу прощения за, может быть, излишне резкие комментарии. Но ведь это лучше, чем приторный мед типа: «девчонки молодцы, стараются…» И, что является основой журналистики, надо уметь говорить правду.
Роман Лендел, экс-главред газет «Комсомолка» в Омске и «Ваш Ореол»
— Хорошее интервью с Виктором Шкуренко, все напрашивающиеся вопросы заданы. Виктор — прекрасный и достаточно откровенный собеседник, испортить беседу с ним сложно. Отмечу яркий кликабельный заголовок. Нелли выделялась сильными материалами на всем протяжении конкурса, прибавляла по его ходу. С интересом буду наблюдать за ее дальнейшей журналистской карьерой.
Считаю, что текст Валерии Зройчиковой затянут. Можно было смело его сокращать, убирать повторяющиеся мысли. Вполне справедливыми выглядят и комментарии читателей под этим материалом. Я уверен, что уволенный из правительства куратор «Дачи» — это Владимир Компанейщиков, но стоило задать прямой вопрос. Ну и про сам проект действительно стоило бы расспросить. Потенциал у девушки есть.
Конечно, интереснее было бы прочитать интервью с Маевским-старшим, нежели с его сыном. Кстати, с отцом подробно пообщалась журналистка «Коммерческих вестей». Ответ в стиле «насколько мне известно…» смазывает впечатление. Но в целом разговор получился интересный, вопросы и ответы яркие. Дарья — талантливый автор, но надо работать над грамотностью.
Крутой получился проект! Как написала мне одна знакомая, работы начинающих авторов ей было интереснее читать, чем материалы их более опытных коллег, которые параллельно публиковались в омских СМИ. Желаю, чтобы глаза у участниц горели как можно дольше.
Юрий Авдеев, главный редактор газеты Называевского района «Наша искра»
— Финальный тур завершился «Конфликтом». А жаль. Я не про тему «Конфликт», а про интереснейший проект «Будь как Дудь». Жаль, что он остается лишь в памяти. Для меня и журналистов нашей редакции это были своеобразные «заочные курсы повышения квалификации». Анализируя и оценивая работы участников, мы анализировали и оценивали собственные профессиональные навыки. Спасибо «Новому Омску» за такую возможность. Спасибо участникам, поднявшим планку этого проекта на достойную высоту. Браво за то, что согласились на эту профессиональную авантюру, за то, что не побоялись публичного обсуждения своих удач и просчетов. Жаль, что двое перед финалом сошли с дистанции. Бывает... Тут же поймал себя на мысли, что, не раздумывая, принял бы любого из пяти в штат редакции. Другое дело, что у них вряд ли появилось бы желание ехать из областного центра в райцентр))) Но это уже другая история.
Вернемся к «Конфликту». Здесь оставшиеся «три мушкетера» показали, что и такие непростые темы для них не критичны. Читая интервью, я понимал — эти девушки с выбором своей профессии не ошиблись.
Отличное интервью Нелли Саитовой со 100%-ным попаданием в тему проекта, да еще и с малость задиристыми вопросами, вроде: «А зачем вы нужны Павлову?». Большую роль здесь, конечно, играет сам герой публикации Виктор Шкуренко — не сноб, открыт в беседе, сам дока в интервью… Правда, заголовок хоть и цепляет, но длинноват. И это единственное, что меня неприятно царапнуло. Оценка — 10 баллов.
Споры вокруг «Дома со шпилем», возможно, и не утихают, но меня, и не только, они обошли стороной. А Дарье Касьяненко и ее собеседнику удалось удержать мое внимание, читал не «по диагонали». К тому же от обсуждения домашнего конфликта плавно переходили (опять же благодаря собеседнику) к размышлениям об отношении людей к бизнесменам, о бумажной волоките при возврате товара в магазин. В паре моментов Маевский-младший элегантно уходил от конкретики в ответах, и требовался дополнительный вопрос, но… В целом виден серьезный, скрупулезный подход журналиста к интервью. 9 баллов.
У интервью Валерии Зройчиковой длинный, тяжеловесный, витиеватый по смыслу и содержанию заголовок, напомнивший известную песню советских времен: «Если кто-то кое-где у нас порой…». Почему Валерия этого не заметила? Думаю, что она просто попала в ловушку пространных ответов собеседницы, которая не только многословна, а еще и жонглирует разными интерпретациями одного и того же предложения, превращающимися в целые абзацы бесконечных «вокруг да около». Это тот случай, когда хотелось сказать: «А можно одним предложением?». Тактичная Валерия себе этого не позволяла, а зря. И ведь чувствуется ее серьезная подготовка к интервью, стремление разобраться в ситуации по максимуму. Но разговор, казавшийся ей безупречным, при переносе на бумагу часто требует доработки, чтоб избавиться от смысловых шероховатостей, слов-паразитов и словоблудия. Мне кажется, Валерия решила, что можно обойтись без всего этого. Возможно, но не в данном случае. 8 баллов.
Жанат Бекмагомбетов, президент Казахского национально-культурного центра в Омской области
— Нелли Саитова. Интервью с Виктором Шкуренко получилось хорошим, можно даже сказать, актуальным. Как раз и инфоголод определенный есть, по остановочным комплексам. Нелли задавала хорошие вопросы, и если Виктор «съезжал с темы», она его «дожимала». Хочу сказать, что Нелли повезло с собеседником, Виктор — незаурядная личность, имеет во всем свое мнение, характер, и с ним обязательно надо считаться.
Дарья Касьяненко. «Дом со шпилем» знают многие, но, к сожалению, саму ситуацию вокруг дома — нет. Прочитав статью, многие понимают, что есть конфликт между двумя сторонами, но мы в данный момент «выслушиваем» только одну сторону. Хотелось бы вникнуть в дело, но нет схемы размещения помещения. Статья не затронула меня.
Валерия Зройчикова. К сожалению или к своему счастью, ситуацию с Альфией Мячиной и «ее проектом» я знаю с двух сторон. Читая статьи с ее участием, видно, что да, человек переживает за молодежь, но есть одно но... Библиотека имени Пушкина не может бесплатно раздавать свои площади и быть «спонсором». Это же очевидно. Да, разово, да, несколько раз, но не на постоянной основе. Проект «Дача «Вверх» хорош? Да! Но тогда ты как руководитель должен сам искать площадку, привлечь людей, готовых оказать поддержку. В этом конфликте вижу «перекос»: мне все должны, в том числе и зарплату. Сами статьи с ее участием — это в основном жалобы на то, что ее обидели. Есть же грантовая поддержка всех уровней. Что для этого надо сделать? Официально зарегистрироваться, написать тот же проект, доказать его важность, получить грант. Все.
Желаю всем участникам спора, справедливого судебного решения.
Станислав Жоглик, главный редактор сайта «Новый Омск»
— Интервью с героями Омска, бывшими деятелями и экспертами — это все «пивко» и «винишко», а вот разбор конфликтов — это «чистый спирт» жанра интервью. Научиться смотреть на любую ситуацию четырьмя, а лучше десятью глазами — это ключ к развитию профессиональных навыков и вообще личности.
В этом смысле есть универсальная технология — выступать адвокатом противоположной стороны. В конфликте Шкуренко и мэрии «топить» за мэрию, в стычке ТСЖ с Маевскими — за ТСЖ, в споре Мячиной с директором Ремизовым — за последнего. Не надо пытаться подносить патроны героям своих интервью — у них и так все пушки наготове. Читатель не должен даже заподозрить вас в ангажированности, иначе все ваши старания пойдут насмарку.
В этом смысле, на мой субъективный взгляд, лучше всего с задачей 4 тура справилась Нелли Саитова. Когда я узнал, что интервью будет со Шкуренко, я отговаривал Нелли и ее наставника Дениса Моисеева. Во-первых, тема с ТОКами прозвучала уже из каждого утюга. Чего там еще нового можно было «выковырять»? А во-вторых, Виктор Васильевич сам профессионально дает и берет интервью, и я боялся, что участница проекта просто потеряется на его фоне. Но я ошибся — признаю.
На этом, пожалуй, и закончу. Не буду еще раз «давить на мозоли» Даше и Валерии. Вы показали хороший уровень, и, я надеюсь, будете в будущем совершенствовать свои навыки.
Главная мысль, которой я бы хотел завершить первый образовательно-развлекательный проект «Будь как Дудь», заключается в том, что интервью не является монополией журналистики. Уметь вести диалог, да просто разговаривать, продумывать вопросы, анализировать ответы — все это обязательно пригодится участникам в самом широком спектре гуманитарных профессий.
ОЦЕНКИ ЗА ЧЕТВЕРТЫЙ (ФИНАЛЬНЫЙ) ТУР
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ЖЮРИ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИТОГАМ ВСЕГО ПРОЕКТА
Поздравляем Нелли Саитову и ее наставника Дениса Моисеева с убедительной победой!
Все материалы Нелли Саитовой можно почитать здесь.
Все материалы проекта можно посмотреть здесь.
Самое актуальное в рубрике: Будь как Дудь
Больше интересного в жанре: Новости
Просмотры: 13180
Самое читаемое




















Комментарии пользователей (всего 2):