Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

15 августа 2019 09.00

«Омскэлектро» на пути в цифровое будущее: прошлое и настоящее

Как современные технологии помогают обеспечивать горожанам бесперебойную подачу электричества.

Александр Румянцев

В следующем году «Омскэлектро» планирует начать внедрение новых цифровых технологий. Об этом рассказали представители организации на примере одной из своих подстанций. История развития этой стратегически важной точки, а также планы о том, какие изменения грядут в 2020 году, были озвучены прямо рядом с РП 550 (РП — распределительная подстанция, прим. «НО») на улице Мельничной.

Она была построена еще в 1981 году. Здание имеет капитальную конструкцию из кирпича, внутри него размещены распределительное устройство (РУ) 10 кВ, РУ — 0,4 кВ и два силовых трансформатора, а также имеется сигнализация от несанкционированного проникновения. Данная подстанция по низковольтной стороне питает близлежащие многоквартирные жилые дома, АТС и другие объекты. По высоковольтной стороне от нее запитаны 6 трансформаторных подстанций и высоковольтная воздушная с еще 19 присоединенными подстанциями. Таким образом, РП 550 представляет собой некий центр питания, через который снабжается электричеством весь микрорайон «Самарка», включая все социально важные объекты.

Аксенов Александр Сергеевич, начальник Левобережного района электрических сетей, рассказывает: «Интересна эта подстанция тем, что в 2000 году именно на ней впервые за Уралом установили первые вакуумные выключатели марки BB TEL, что в разы позволило повысить надежность электроснабжения всего микрорайона. Ведь с момента установки выключателей при возникновении технологического отказа оборудования в любой из запитанных от РП подстанций или на линиях от них, отключается не весь фидер от главной понижающей подстанции, и соответственно вся секция РП со всеми абонентами, а лишь то направление на котором произошла аварийная ситуация, оставляя в работе другие направления, не допуская перерывы в электроснабжении. Для многоквартирных домов, школ, детских садов и больниц необходимо бесперебойное электроснабжение, а значит вакуумные выключатели являются просто неотъемлемой частью системы электроснабжения».

О достоинствах внедрения этой технологии подробнее рассказал Шаров Дмитрий Александрович, начальник местной службы релейной защиты, автоматики и измерений «Омскэлектро». В 2000 году, еще будучи электромонтером, он принимал непосредственное участие в запуске этого пилотного проекта и его испытаниях. Поэтому со своего опыта, а не с чужих слов, может пояснить, действительно ли применение данной конструкции благоприятно влияет на работу.

«Почему он называется вакуумным? Потому что гашение электрической дуги, которую невозможно разорвать, происходит в вакууме. Не в масле, не на воздухе, не в элегазовой среде, а именно в вакууме. От этого следующие плюсы: уменьшение времени обслуживания, уменьшения времени отключения. Ведь когда у нас запитаны потребители от какой-то конкретной линии из множества, при замыкании на одной из них нам нужно как можно быстрее локализовать аварийный участок. Чтобы остальные люди и социальные объекты не почувствовали перепада напряжения. И вакуумные выключатели в этом отношении обгоняют по скорости отключения все остальные коммутационные аппараты», — пояснил Дмитрий Александрович.

В свое время эти выключатели предоставила фирма «Таврида», и они до сих пор являются рекордсменами по скорости отключения. Общее время для этих операций занимает 0,01 секунды, при столь малом времени даже двигатель не успеет остановиться.

Благодаря этому люди, которые не задействованы в ликвидации аварии, абсолютно не чувствуют, что какая-то часть сети осталась без напряжения, и туда оперативно выехала бригада. Автоматизировав эту подстанцию в прошлом году, «Омскэлектро» получило колоссальную производительность. В следующем году планируется цифровизировать данную подстанцию.

«Вместо реле, которые отработали уже 19 лет, поставим микропроцессорные терминалы российского производства. По функционалу они даже обгоняют тот же BB/TEL, Schneider Electric. Их мы установим на данную подстанцию, подвяжем между собой терминалы цифровой шиной. Они будут общаться между собой в пределах своей компетенции и отслеживать, что именно происходит на данной подстанции. Это даст прирост точечного отключения именно того абонента, у которого возникла проблема. Мы минимизируем риски, чтобы ни школы, ни больницы не остались без света ни в коем случае», — рассказывает о цифровизации Шаров.

Однако на вопрос о том, если все же произойдет отключение целой подстанции, инженер спешит заверить, что социально значимые объекты все равно запитаются от противоаварийной автоматики с другой подстанции по резервному кабелю. РП 550 обслуживает шесть многоквартирных домов и питает еще шесть подстанций, каждая из которых обслуживает множество жилых домов, школ, детсадов. Подстанция фактически является основой основ питания всей «Самарки».

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Левобережного РЭС Грамс Владимир Артурович тоже участвовал в монтаже вакуумного выключателя 19 лет назад. Опытный сотрудник с улыбкой отмечает, что тогда относились с опаской к этому оборудованию — про них еще мало что знали.

Однако теперь он без сомнений рассказывает о том, как новые аппараты облегчили работу: «Простой наглядной пример: старое оборудование весило 150 килограмм, а новое всего 36 килограмм. Это уже явное преимущество. Прежнее работало на масле, которое иметь свойство гореть, выливаться, его непросто утилизировать — все это имеет и экологический фактор. Сейчас здесь ничего этого нет. За 19 лет, что это оборудование функционирует, у нас не было никаких проблем. Пара электромонтеров свободно обслуживает подстанцию, не нужно дополнительных сил, чтобы поднимать тяжести, работать с маслом. Настройка и наладка всего этого, проверки стали проходить намного легче. Здесь стоят очень надежные аппараты, наверное, еще лет 20 проработают».

Владимир Артурович также отметил, что подстанция функционирует по телеметрии — диспетчер может управлять каждым аппаратом удаленно. Он видит все аварийные ситуации, может что-то изменить, включить/отключить.

Технологии с каждым годом двигаются вперед, и для сотрудников «Омскэлектро» это большое облегчение работы. Если раньше при обслуживании подстанций приходилось в прямом смысле слова таскать все на себе, то сейчас основной уход за оборудованием заключается в протирании от пыли и перетяжке контактов. По сравнению со старым, где нужно было снимать и выливать масло, промывать все изнутри — это значительно упрощает задачу и позволяет направить рабочие ресурсы на проверки по предотвращению аварий или на оперативное реагирование в случае их возникновения.

«Пока нельзя полностью отказаться от человеческого участия. Если замечено какое-то задымление, нужно все равно приехать и проверить, и только после этого поставить объект под напряжение. Диспетчер может переключить какие-то вещи удаленно, но пока далеко не все. Ведь речь идет об огромных мощностях — 10 тысяч вольт, лучше всегда максимально перестраховаться», — отмечает инженер Грамс.

Все эти и грядущие модернизации подстанций делаются в первую очередь с заботой о потребителе, поскольку «Омскэлектро» прекрасно понимает свою социальную ответственность в современном мире. Омичей окружает огромное количество оборудования и приборов, работа которых невозможна без электричества. И главная задача «Омскэлектро» — безопасно и бесперебойно обеспечивать им город.

Самое актуальное в рубрике: Новости компаний

Больше интересного в жанре: Новости

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий