Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

31 августа 2019 18.15

Евгения Климанова: Если в команде саботажник, его надо выслушать. Часто за саботажем стоит положительный мотив

Почему собственники компаний живут в одной реальности, а сотрудники — в другой, и как обезвредить саботажника? Гендиректор компании «Делфи» Евгения Климанова рассказала о своем опыте проведения стратегических сессий для бизнеса.

Станислав Жоглик

Кроме того, очень важно использовать современные технологии. Грамотная CRM-система управления бизнес-процессами поможет достичь более впечатляющих результатов. Подробности на https://arendacrm.ru/biznes-processi/.

Евгения, в «тусовке» поговаривают, что ты сейчас активно проводишь некие «стратегические сессии» для омских компаний. Что это за направление и что оно дает бизнесменам?

— По большому счету я занимаюсь все тем же — помогаю бизнесу быть эффективным на рынке. Но изменила подход. Большим пониманием для меня стало то, что какие бы уникальные, классные решения мы ни приносили клиенту по результатам наших маркетинговых исследований: если в компании нет команды для реализации этих решений, ничего не взлетит. Вот представь, проводим мы исследование рынка, показываем новую нишу собственнику бизнеса, объясняем, что у потребителей есть запрос на концептуальное изменение продукта, сервиса. Но эти изменения влекут перемены во внутренних процессах компании, требуют новых компетенций сотрудников. И вот тут загвоздка. Ведь у каждого подразделения в компании, у производства, логистики, продаж, уже выстроены процессы, и они будут бороться за них до последнего. Изменение — это стресс для многих сотрудников. Для изменений нужны слаженность работы сотрудников, взаимопонимание, открытость, совместный поиск решений, поддержка. К сожалению, в 90% компаниях, которые я знаю, таких команд нет, а значит, нет гибкости и оперативности в решениях, действиях. Поэтому мы так мало видим на рынке новых интересных предложений от российских компаний.

Главным конкурентным преимуществом на рынке становится эффективная команда. Технологии мигом устаревают или копируются, бренды теряют свою силу и очарование, особенно среди молодого поколения (наши исследования показывают, что какой бы известный бренд ни был, если у него неудобный, не современный сайт, интерес к бренду падает). Остается конкурировать командой, которая, может, и хочет искать новые идеи, следить за трендами, экспериментировать с продуктом, сервисом и т. д., но если команда вся внутри «перегрызлась», ты ничего не сделаешь. У меня перед глазами много примеров проектов, которые не запустились, потому что не было команды. То есть руководитель понимал востребованность продукта или услуги, технологию продвижения и реализации, но не мог собрать команду и проигрывал. Ты можешь придумать передовую идею, но не внедришь, потому что коллектив саботирует.

Как ты советуешь подбирать команду мечты?

— Часто эти сотрудники уже есть в компании, только они не вовлечены, погрязли в текучке, барахтаются в не эффективных внутренних процессах. Прежде всего, нужно разгрести их из этих завалов, задвоенной работы. Дать возможность открыто высказаться и быть услышанными. Зачастую в команде, куда меня приглашают помочь разработать стратегию, уже есть интересные решения по развитию компании. Они разбросаны в головах сотрудников, просто не было возможности и условий собраться и обсудить. Чаще всего по результатам сессий сотрудники говорят: «спасибо, что дали возможность выгрузить наши пыльные мысли из головы, собрать их в кучу и оформить в стратегию», а еще «спасибо, что дали спокойно поговорить с друг другом»!

В 90% случаев реальность собственника не совпадает с реальностью текущей жизни в компании. У первого лица есть одно видение ситуации, а у команды — другое. И эти противоречия сильно тормозят развитие компании.

Пример. Ко мне приходит собственник бизнеса и говорит, что компания уже несколько лет топчется на месте. Он приносит новые идеи, но «все в песок», потому что сотрудникам «ничего не нужно», они мягко саботируют его начинания. Как результат: компания стала сдавать свои позиции на рынке. Одна надежда на стратегическую сессию, чтобы встряхнуть сотрудников, синхронизироваться. Перед сессиями я провожу глубокие конфиденциальные разговоры с ее участниками, ключевыми сотрудниками, чтобы понять картину в целом. Начинаем разбираться, а оказывается, проблема в том, что люди по уши загружены текущими процессами, много работают, задерживаются, отсюда высокий уровень нервозности, неудовлетворенности, низкая лояльность. Все вымотаны. И понятно, что не имеет смысла в таком состоянии еще грузить новыми проектами и целями. Поэтому сессию стратегического планирования мы начинаем с обсуждения проблем, которые тормозят текущую деятельность компании и будут тормозить в будущем. Мы даем каждому участнику сессии открыто и безопасно для карьеры высказаться, вытащить наружу все, что его беспокоит по своей работе, своему подразделению или компании в целом. И пока мы не договоримся, что с этим будем делать, не приступаем к планированию новых проектов, целей, задач. Моя задача на таких сессиях — создать условия, в которых команда сможет договориться, в которых каждый член будет услышан, когда команда вместе примет решения по текущим вопросам и потом, освобожденная от груза нерешенных текущих проблем, решит, в какое будущее она хочет пойти. После таких сессий повышается уровень осознанности членов команды, уважения друг к другу, повышается скорость принятия решений, договоренностей, взаимовыручка. А разве не это команда мечты?

Хорошо. Но чем так уж плохи конфликты в команде? Я знаю, некоторые специально создают агрессивную атмосферу, конкуренцию между сотрудниками и отделами, чтобы «караси не дремали»...

— В нездоровой команде, где все грызутся между собой, сотрудники не могут быть счастливы. Люди рассказывают, что когда есть конфликт, «ноги не идут на работу». А у несчастного сотрудника будет ли стимул к развитию себя, своего отдела, компании? Будет ли искренняя любовь к клиенту? Конечно, нет, клиент отодвигается на 25-е место. Все силы и потенциал команды тратятся на междоусобные войны, и часто конфликты перерастают в деструктивные, разрушающие. Сотрудники начинают делать «назло друг другу». В таких компаниях постоянно ищут виноватого. В этой ситуации тяжело стимулировать сотрудников к изменениям, экспериментам, которые сейчас нужны, чтобы быть успешным на рынке. Все изменения сопровождаются неминуемыми ошибками, это еще нехоженый путь, мы не знаем, что за углом нас ожидает. И если в команде нет духа доверия, поддержки, открытости, то никто не захочет рисковать. Поэтому выигрывают на рынке сегодня те компании, в которых есть сильные, здоровые команды, которые не боятся меняться.

А что такое, по-твоему, здоровая команда?

— Во-первых, это команда, где слышат друг друга. Это большая редкость сегодня. Это команда, где сотрудники не боятся говорить о своих слабых сторонах. У каждого из нас есть, безусловно, сильные стороны, но их же сопровождают и слабые черты. Например, если я очень ответственный человек, то, вероятно, у меня будут проблемы с делегированием; или если я очень идейная, у меня много нестандартных идей, то, скорее всего, мне сложно доводить проекты до конца, меня будет постоянно уносить в новые дали… Так вот, в здоровых компаниях слабости членов команды не являются предметом манипуляций. Сотрудники открыто говорят, что им что-то дается сложно, не тратят энергию, чтобы прикрыть это, доказывая обратное. В таких командах можно услышать такой диалог: «Друзья, у меня проблемы с доведением дел до конца. Давайте выстроим так процессы внутри проекта, чтобы я был максимально полезен, но при этом результаты не пострадали. Я готов к таким-то задачам, я, безусловно, готов меняться, учиться, и мне нужна ваши помощь и т. д.». В этой ситуации все подковерные игры сами собой растворяются. Сотрудникам не надо тебя выводить на чистую воду и говорить, что ты плохой руководитель проекта. Ты сам в этом признался, а признать проблему — значит наполовину ее решить. И если ты признался откровенно, а я адекватный человек, и мы в одной команде, то я буду тебе помогать…

Кстати, на одной из сессий для московского рекламного агентства был любопытный случай. Сотрудники рассказывали историю, как запускали проект в Краснодаре, который вдруг начал «валиться». Звонит менеджер, ревет, мол, ребята у меня все плохо… А время примерно 7 вечера... Однако коллеги тут же купили билеты на самолет, прилетели и вместе за ночь вытянули проект. С одной стороны, это показательная история того, что сотрудник не побоялся попросить помощи, признаться, что не вытягивает проект, и вместо того чтобы искать себе алиби, придумывать причины неуспеха, он думал прежде всего о том, как довести проект до конца. А с другой, показатель командной взаимовыручки, здоровья команды. И это особенность этой команды, которая делает компанию успешной на рынке. Опять же вспоминаем идею, что компании конкурируют на рынке командами. Мы оформили эту историю в корпоративную ценность — «выручай друга, даже если нужно лететь в другой конец страны». И это принцип, по которому они набирают менеджеров. Готов ли человек сорваться и поехать спасать коллегу, проект, репутацию компании?

А что ты предлагаешь делать с саботажниками в команде?

— Для начала их нужно услышать и понять, какой посыл есть за их сопротивлением. Часто за саботажем стоит положительный мотив. Может, у этого человека развито критическое мышление, и он видит подводные камни нового проекта и таким образом хочет предупредить команду. Возможно, недостаточно хорошо выстроена система мотивации или непонятны смыслы того, что мы делаем, и саботажник как лакмусовая бумажка показывает нам, что что-то не так. На стратегических сессиях саботажники, которых услышали, поняли суть их сообщения, становятся первыми адептами принятых решений и изменений в компании.

И что? После таких сессий команды становятся результативнее? За счет чего? За счет того, что просто по душам поговорили?

— Мы на сессии вскрываем гнойники компании, конфликты, которые годами длились между руководителями подразделений и которые тянули вниз компанию. После того как команда убирает эти нестыковки, всем становится легче дышать, работать, договариваться, возрастает скорость реакции на изменения на рынке, проекты запускаются быстрее, слаженнее.

На сессиях мы учимся слушать друг друга. Потому что зачастую, люди не слышат своих собеседников, так как в это время продумывают, каким аргументом ударят по ним, чтобы наверняка было. Становится важным не найти лучшее решение, не договориться, а доказать, чей аргумент сильнее. Я настраиваю людей на сессии почувствовать себя командой, заходить в диалог пустыми и наполняться в ходе разговора. Когда вы так слушаете оппонента, в его словах находите что-то близкое для себя, а он находит что-то ценное в ваших словах, и приходят решения абсолютного нового качества, гораздо сильнее и интереснее, то, чего не было ни у вас, ни у него до разговора. Это и называют синергией, когда 1 + 1 будет одиннадцать. Но этому нужно учиться, это непросто дается тем, кто привык общаться в другом формате. Стратегическая сессия становится площадкой не просто выработки очередных бизнес-решений, а решений иного качества, решений, которым доверяют все участники.

А есть неуспешные попытки проведения сессий?

— Конечно, а как без них. Главная тому причина — моя неверная диагностика искренности желания и готовности первого лица к такому формату сессий. Сейчас в бизнес-среде распространены темы мягкого лидерства. Авторитарное лидерство нынче не в моде. Но авторитарные лидеры мимикрируют (кто-то осознанно, кто-то нет) под демократичный стиль управления, и тут моя ответственность распознать это. Я слишком верю в людей. А выход в такой формат сессий для многих лидеров — настоящий вызов. Нужно сойти с пьедестала, снять с себя статус «я лучше вас знаю, что делать», быть готовым к критике, неприятным вопросам. Я наблюдаю, как собственники болезненно реагируют, например, на критику внутренних процессов компании со стороны сотрудников, они принимают ее на свой счет. А иногда нужно выйти к своей команде и честно признаться, что компания сейчас не в лучшем положении и нужна помощь в том, чтобы понять, куда развиваться в ближайшие 3 года. Не каждый готов к такому откровению, чаще всего люди боятся пошатнуть свой авторитет и признаться, что чего-то не знают. И тогда они обесценивают предложения и идеи сотрудников, не следуют договоренностям на сессиях, тем самым еще больше демотивируют сотрудников к развитию.

Но если лидер на равных общается со своей командой, они вместе решают, в какое будущее пойдут, вместе формируют цели и задачи, то после сессий случаются чудеса. Рождается команда единомышленников. Эти команды делают перевороты на рынке.

Кроме того, очень важно использовать современные технологии. Грамотная CRM-система управления бизнес процессами поможет достичь более впечатляющих результатов. Подробности на https://arendacrm.ru/biznes-processi/.

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий