Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

10 октября 2019 10.16

Омский невролог рассказал, как не умереть в самолете

Кому стоит быть особенно осторожным перед посадкой в самолет, что нужно брать с собой в перелет сердечникам, беременным и зачем пассажирам медитация? Завкафедрой неврологии ОмГМУ Алексей Рождественский рассказал, как уберечь себя от трагедии в небе.

На днях произошло ЧП — пассажиру, летевшему из Красноярска в Москву, стало плохо. Экипаж принял решение совершить экстренную посадку в омском аэропорту. Однако на момент приземления больной, несмотря на усилия бортпроводников и медика-пассажира, скончался. По предварительной информации, ему стало плохо с сердцем вскоре после взлета. К сожалению, подобные трагедии не редкость для нашей жизни.

Кто-то даже не догадывается о проблемах, которые может ему принести перелет, кто-то прекрасно знает о своих болях в сердце, но ему приходится совершать перелеты по деловым и личным вопросам. В любом случае современному активному человеку не избежать самолетов. Но как сделать перелеты безопасными? На наши вопросы ответил специалист Алексей Рождественский.

Алексей Сергеевич, в последнее время нередко появляются новости о трагедиях, которые происходят на борту самолета — пассажиры умирают от сердечных и других заболеваний. Чем объясняется то, что в небе обостряются проблемы у больных людей?

— Трагедии имеют место, экстремальные факторы есть в любом полете, действуют на всех людей, но на всех по-разному. Не стоит забывать и об экстремальных эмоциональных нагрузках. Некоторые пассажиры начинают испытывать их еще до взлета, а в отдельных случаях — еще задолго до приезда в аэропорт.

В полете человек оказывается в замкнутом пространстве, в условиях ограниченной подвижности, где меняется давление и влажность воздуха, где снижается количество кислорода. Это основные факторы, которые не зависят от психофизиологии, они объективно есть. Если нарушается техника безопасности полета, возможны еще и механические травмы. Поэтому пассажиру, у которого в силу имеющихся заболеваний снижена переносимость действия таких факторов (на земле чаще встречаются не в сочетании, а по отдельности), лететь всегда рискованнее, чем здоровому человеку. Возможен срыв компенсации, конечно.

Есть ли строгие ограничения по перелетам для людей, которые страдают какими-либо заболеваниями?

— Строго ограничены: острые периоды заболеваний сердца, сосудов и нервной системы. Из «неболезней» — ранние и поздние сроки беременности, первая неделя жизни ребенка. Во время любого перелета возникает снижение уровня кислорода до таких уровней, при которых в больницах у больных людей начинают «давать кислород». Зачем этот риск?

Меняется внутричерепное давление, а это самая сложная константа в человеческом организме. Зачем это пациенту после инсульта или ЧМТ? При длительном сидении меняется текучесть крови, может случиться тромбоз — тоже мало не покажется. Таких пассажиров на борту обычно и нет. Если возникает жизненная необходимость, они осуществляют перелет на специальных самолетах, где есть условия для работы бригады врачей.

А существуют ли профилактические меры, которые могут уберечь, например, сердечника от обострения проблем на борту самолета?

— Сердечнику надо быть уверенным в работе сосудов собственного сердца, в уровне своего артериального давления. Некоторые специалисты даже рекомендуют принимать увеличенную дозу лекарства. Не считаю так — решать должен лечащий доктор. А вот немедикаментозные средства, думаю, универсальны. Нужно принимать достаточный, большой объем жидкости, при длительных перелетах вставать, стоять, не переживать ни до, ни во время полета. Даже задержка и сложности в аэропорту не должны вас «раскачивать». Учитесь техникам медитации, специального дыхания — это сберегает силы.

В условиях неизбежной гипоксии у значительного числа людей меняется эмоциональный фон, чаще становится более ярким что ли. Не переедайте. Вкус в полете, наоборот, притупляется, и пища в самолетах поэтому специфическая — будьте осторожны, зачастую она содержит большее количество искусственных компонентов.

Какие неприятности со здоровьем могут ожидать при полете людей, которые в принципе не считают себя больными, ведут правильный образ жизни, не жалуются на болезни сердца, проблемы с давлением, сосудами и прочее?

— Я бы назвал сухой воздух, проблемы вентиляции. От этого высыхает слизистая носоглотки. Вдобавок скученность — это повышенные риски респираторных инфекций, дополнительная нагрузка на иммунную систему. Часто у «здоровых» болит спина или шея, рука или нога — это уже мелочи, позвольте пошутить. Есть такие случаи в современной практике, что после полетов появляется страх полетов, вплоть до панических атак и дезадаптаций. Это уже сложнее. Бывает, после таких некомфортных полетов начинается неудержимый поиск болезней и отклонений в показателях здоровья, некорректная или спекулятивная интерпретация полученных результатов, то есть застревание и накручивание, как модно сейчас говорить.

Здесь нужен специалист, которому вы доверяете, и зачастую совсем не психотерапевт или невролог — нужен врач, как говорится. Поэтому много неприятностей в подобных ситуациях у таких пациентов (представим себе такую модель) — это неправильная интерпретация полученной информации. Остальное лечится.

О том, как не умереть на работе, можно прочитать здесь.

Самое актуальное в рубрике: МедFAQ

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 9):

киви
облегчить состояние пассажиров очень просто - раздвинуть ряды кресел в самолете до человеческих норм. Тогда люди смогут хотя бы потянуться. Эту муку нам устраивают экономные сволочи.
11 октября, 18:48 | Ответить
Омич
Бapыги совсем обopзели. Скоро будут набивать салоны самолётов, как pвaчи-маршрутчики, но когда-нибудь изобретут портативные дельтапланы на электродвигателях для индивидуального использования.
11 октября, 19:15 | Ответить
Че за бред
Я не дегинерат и не безработный но никуда, ни летаю. Отдыхаю в омской области или Крыму - никакя Турцыя мне даром ни нужна. И с зарплатой большынства омичей 12К на билет в самалет не накопишь.
10 октября, 14:20 | Ответить
сара
ЖИ и ШИ пишется с буквой И. Самолет. Учи, потом полетишь в ТурцЫю.
21 октября, 12:14 | Ответить
Иван
ПРАВИЛЬНО...дома сиди...ГРАММАТИКУ УЧИ...
20 октября, 02:28 | Ответить
Боюсь самолетов
Может проще не летать, а?
10 октября, 12:54 | Ответить
Активный
Позволить себе такую роскошь как "не летать" могут только безработные, неамбициозные и деградирующие люди. Только им не нужно летать в командировки и к друзьям, не хочется посмотреть не мир. Для других самолет - жизненная необходимость.
10 октября, 13:49 | Ответить
Бонча
Активный гомоceкcуалист, обращаюсь к тебе: Деградирующий этот тот, кто навешивает на других ярлыки. Хочется спросить, а ты КТА такая, чтобы других судить?
10 октября, 14:15 | Ответить
Гончаров Сергей
Встречный вопрос - а ты Кта такая?
10 октября, 15:08 | Ответить