Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

30 декабря 2019 07.01

Рубрика «Бесит»: Один день Ивана Денисовича в государственной поликлинике

Автором очередного выпуска рубрики «Бесит» выступил рекламный менеджер Вячеслав Вагайцев. Его «бомбит» от осознания того, что болеть нужно по четко выверенному в госполиклиниках плану.

В те давние времена, когда я был маленьким и только-только начинал учиться в школе, мне определённо нравилось болеть. Нет, не то, чтобы я болел регулярно, но, как правило, не менее одного раза в год это со мной случалось. Чаще всего это были простудные заболевания, которые в 80-х годах советской эпохи стандартно лечились при помощи таблеток, физиотерапевтических процедур, и периодически, что самое неприятное, уколов. Но, при всём при этом, профит был куда весомее – родители плюс дедушки и бабушки покупали мне различные вкусности типа апельсинов и соков, но самое главное – это не нужно было посещать школу и выполнять домашние задания. Красота! Поболеешь недельку-другую дома, отдохнёшь от всех, и можно возвращаться к прежней будничной жизни. Финансово это тоже не особо напрягало моих родителей: медицинская помощь в СССР была абсолютно бесплатной, лекарства в аптеках стоили недорого и посещение советских медучреждений и докторов обычно не сопровождалось никакими ярко выраженными эмоциями.

Однако, к хорошему привыкаешь быстро, и когда оно заканчивается, то подстраиваться под новые условия и реалии всегда тяжело. Вступив во взрослую жизнь, болеть я, конечно же, не перестал, но мой организм стал более крепким и закалённым, поэтому обращаться к врачам я стал существенно реже. Тем не менее, рано или поздно мне всё-таки приходилось наведываться в поликлиники, и вот тогда-то я и столкнулся с теми самыми новыми реалиями, но на старой закваске!

Во-первых, посещение любой государственной поликлиники у меня традиционно начинается с обращения в окошечко регистратуры медицинского учреждения по месту жительства, где необходимо получить талончик на приём. Кстати, здесь сразу же стоит отметить, что за последние года два-три подавляющее большинство попыток моих знакомых записаться на приём через сайт госуслуг на нужные им дату и время заканчивались фиаско по тем или иным причинам, поэтому я для себя изначально отбросил такой вариант и решил по-возможности действовать по старинке. Добавлю, что коммерческие клиники стараюсь обходить стороной, так как задача подобных организаций не вылечить человека, а лечить, лечить, лечить... Понимаете разницу?

Так вот, значит, приходишь такой туда, в регистратуру, и просишь талончик. И хорошо, если к терапевту – к нему попасть можно в тот же самый день обращения. Если же речь идёт о посещении узкопрофильного специалиста, скажем, нефролога или уролога, то могут предложить дату через две-три недели, ибо до этого всё давным-давно расписано.

Одной моей знакомой, гражданке М., несколько лет назад необходимо было срочно попасть на приём к специалисту, кажется, с очередным рецидивом пиелонефрита (это - воспаление почек), с умеренно выраженным болевым синдромом. Если кто-то знает, что такое боли в почках, то поймёт всю эту ситуацию. Так вот, в регистратуре ей ответили, что, дескать, можем вас записать на приём через 20 дней, а сейчас до этого время у доктора уже давно расписано. Пациентка аргументировала, что она состоит на постоянном учёте и у неё в настоящее время наступила острая фаза. Медработник в регистратуре предложила гражданке М. подняться наверх и спросить у доктора сможет ли она её принять как-нибудь внепланово. И когда моя знакомая пришла к кабинету врача, то не увидела там никакой очереди. Мало того, заглянув в кабинет, она увидела, что врач и медсестра сидят и мило беседуют на какие-то бытовые темы. Пациентка объяснила им ситуацию и попросила принять её. Врач согласилась, но не очень охотно и не очень любезно, мотивировав тем, что, внимание, у неё уже выполнен план по приёму пациентов в текущем отчётном периоде. Это просто удивительно: плановая экономика во всей красе процветает в медицине! Оказывается, люди у нас болеют по какому-то плану или графику?

В подобных ситуациях меня бесит вот такое вот отношение к пациентам, как будто это вовсе не люди, а машины, ремонт которых можно отложить на n-ный срок. В далёком 1993 году меня, тринадцатилетнего школьника, ночью увезли на скорой с признаками острого аппендицита.

Представьте себе, если бы дежурный хирург отказался оперировать, заявив, что он за текущую смену уже перевыполнил свой план по числу операций и перевязок!

Но это всё – дела давно минувших дней. В Кировском округе около года назад состоялось открытие новой поликлиники, которое очень долго ждали жители Левобережья, и которое широко анонсировалось в различных СМИ. И вот, минувшим летом случился у меня рецидив защемления нерва в поясничном отделе позвоночника. Естественно, это - больничный с наблюдением у лечащего врача, со сдачей анализов и с посещением процедурного кабинета. На первый взгляд - ничего особенного, однако, сдавать анализы было нужно с 8:00 до 10:00, а далее - внутримышечная инъекция диклофенака. Прихожу приблизительно в 9:40 в лабораторию, и затем направляюсь в процедурный кабинет. Подхожу к нему и вижу, что он начинает работать с 10:30, и при этом уже сидит очередь – человек 15 или чуть больше – те, кто были на приёме у врачей с 8:00 до 9:45. Чтобы не идти или ехать домой и потом снова возвращаться, всем приходится пристраиваться в очередь и ожидать час-полтора. Мне тоже в этой ситуации не остаётся ничего другого: подхожу, занимаю очередь, жду... И такая петрушка через день!

Но ведь у меня ещё и плановое посещение терапевта раз в два-три дня, а оно тоже не совпадает по времени с двумя предыдущими процедурами. Но тут уже без повторного визита в поликлинику не обойтись – ну, не сидеть же там полдня до назначенного времени (например, приём назначен на 14:36)! Ладно, чёрт с вами; сходил домой и подошёл назад к 14:20. У кабинета терапевта разобрались в очереди кто за кем согласно назначенному времени (к слову: если вы не знаете почему сейчас назначают на «странное» время, точнее – «странные» значения минут, то поясню – плановое время работы доктора с одним пациентом составляет 12 минут; отсюда и назначение времени – 14:00, 14:12, 14:24, 14:36, 14:48, 15:00 и т.д.). В кабинет только что вошёл пациент на 14:12, приём каждого затягивается, - думаю я. Сидим, ждём… Но когда он вышел, то вышедшая вслед за ним медсестра обратилась к нашей очереди: «Теперь сперва проходят те, кто по больничному». Потянулись некие «внеочередные» пациенты – человек 5 или 6. А все, кому было назначено на чёткое время, просидели и прождали ещё почти час, пока пройдут «внеочередники». Где-то в районе 16:15 я наконец-то попал в кабинет врача. К тому моменту моё душевное состояние было уже на грани нервного расстройства, поэтому я сходу в лоб задал работникам медицины вопрос о том, каким же таким чудодейственным образом в этом замечательном учреждении формируется очередь. Ответ меня просто шокировал: «Ну, а почему Вы не зашли раньше? Вы ведь тоже находитесь на больничном!» Получается, что время, которое обозначено пациенту регистратурой, особой роли не играет, если он пришёл не на первичный приём? Тогда зачем вообще назначают на это время? По факту все по-прежнему сидят в живой очереди, как в 80-е и 90-е годы. И, в итоге, я вышел из поликлиники примерно в 16:35, проторчав там больше двух часов, при этом пробыв на приёме у врача чуть более десяти минут. А ведь всё, что связано с позвоночником, предполагает минимум нахождения в сидячем или стоячем положении. Но с таким длительным нахождением в очередях, трёхразовыми приёмами в течение дня, плюс дорогой туда-обратно, время, затраченное, на «лечение» может доходить до 3-4 часов или даже больше.

Короче говоря, вопросов к процессу организации приёма граждан государственными медучреждениями у меня (думаю, и не только у меня) множество. Но бесит то, что почти никому в руководстве этой системы нет дела до всех этих моментов. А пользу, в первую очередь финансовую, на фоне этого извлекают более пациентоориентированные коммерческие клиники, в которых, между прочим, трудятся многие врачи из тех же самых государственных поликлиник.

Дисклеймер

Рубрика «Бесит» является эмоциональным и исключительно субъективным осмыслением окружающей действительности. Данная рубрика не является актом агрессии. Цель авторов — в ироничном ключе обратить внимание на общественные пороки для дальнейшего их исправления и повышения градуса общей адекватности. Авторы категорически отрицают любые мотивы, направленные на разжигание, подстрекательство, манипулирование или же оскорбление чувств любых общественных, бюрократических, политических, предпринимательских, религиозных, творческих и иных рефлексирующих объединений и отдельных сознаний.

Больше материалов рубрики здесь.

Самое актуальное в рубрике: Бесит

Больше интересного в жанре: Колумнисты

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Мнение
Это просто порочный круг. И так почти в каждой системе - не только в здравоохранении. Пытаешься что-то менять - пошел вон. Чем дольше живу на свете, тем больше убеждаюсь: сюжет "1984" - это не литературный вымысел, это наша жизнь.
30 декабря, 12:04 | Ответить
пациент
Все что вы описали детские шалости и нытье по сравнению с теми проблемами с которыми реально сталкиваешься в наших больницах.
30 декабря, 11:36 | Ответить