Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

25 ноября 2020 15.15

Как и какой принять тариф?

В этом номере эксперт «Вашего ОРЕОЛА» Александр Лихачёв начинает рассказ о новом тарифе на жилищные услуги.

Как и какой принять тариф?

Наступает новый год - повышенье всех нас ждёт

Вот и подходит незаметно Новый год - а с ним и новый тариф на жилищные услуги. Напомню, с января повышается тариф именно на услуги жилищников, а с июля - на услуги коммунальщиков. Это было сделано правительством Медведева специально, чтобы с января у людей не возникало одновременно большое повышение. Согласитесь, это разумно, однако люди всё равно постоянно жалуются: мол, два раза в год тарифы повышают.

В этом году встал перед дилеммой: постоянные читатели «Вашего ОРЕОЛА» основы вопроса знают, им нужно только пояснить, какие новшества и изменения будут в нынешнем году. Но каждый год к нам присоединяются и новые читатели, а теперь, когда стали выкладывать материалы на сайт, и из других регионов. Ведь законодательство единое, и наши рекомендации им тоже подходят. Потому, чтобы не задерживать процесс на тех домах, где председатели всё уже знают, мы в первом материале сразу же расскажем, что меняется, весь комплект бланков смотрите на сайте newsomsk.ru/oreol. А уже в следующих публикациях подробно пройдёмся по деталям формирования тарифа.

 

По пунктам о главном

Вот краткая информация к общему собранию (заседанию совета многоквартирного дома, правления ТСН (ТСЖ, ЖСК) по вопросу о принятии тарифа платы за содержание жилого помещения на 2021 год.

1. Тариф платы за содержание жилого помещения (далее - тариф) повышается на 4% - именно такой прогноз дают Центробанк РФ и Росстат РФ (сначала они ждали 3,98%, теперь - 4,2%).

2. Для вновь приехавших в Омск жильцов поясняем, что ещё в момент создания управляющих организаций в 2006 году на абсолютном большинстве домов на собраниях решили, чтобы не спорить каждый год, что тариф будет определяться с повышением на процент инфляции. Дальше - проблема УК, как обслуживать дома, поскольку все понимают, что реальная инфляция выше, чем то, что рисует Росстат, но так решили, и все согласились. Для того чтобы не было споров - на каком доме больше занят сварщик или плотник, сразу определили, что все общие для всех домов строки расходов (напомню, таких 18 из 56 - типа дежурная служба, электрики и так далее) увеличиваются пропорционально на одинаковый процент.

3. Вариантов, когда тариф может подняться во всех домах или в одном конкретном доме выше годовой инфляции, три:

- просто так решили жильцы (например, больше платить дворнику, который хорошо убирает);

- изменились количество, объём или периодичность выполняемых работ и (или) оказываемых услуг (так было в 2019 году, когда всех заставили выполнять диагностику газового оборудования, или для конкретного дома - например, ввели вновь уборщицу);

- изменился размер налогов или сборов (так было в 2019 году, когда НДС повысили с 18 до 20 процентов).

4. При расчёте поправочного коэффициента (в 2021 году - 4 процента) в расчёт не включается раздел 9 сметы «Текущий и капитальный ремонт», так как этот раздел каждый дом формирует сам: можно вообще написать 0 рублей, если дом вышел после полного капитального ремонта и есть спецсчёт, или, напротив, увеличить расходы по этому разделу на данный год в разы, но это в любом случае не идёт в расчёт общего коэффициента изменения тарифа.

5. Также для новых членов советов домов напоминаем, что все договоры с домами сформулированы в части раздела второго (это про тариф) одинаково - там написано, если перевести юридический язык на человеческий, что если УК и собственники помещений в доме не договорились о размере тарифа либо жильцы поленились и просто не провели общее собрание по любым причинам - действует тариф, устанавливаемый постановлением администрации города Омска. Должен же быть какой-то внешний судья, если две стороны не смогли договориться. Напомню, что такие полномочия мэру города специально предоставляет Жилищный кодекс РФ.

 

Схема формирования тарифа

• До 1 декабря УК должна прислать предложение по тарифу, предписание о необходимости ремонта тех или иных инженерных сетей и конструктивных элементов и проект плана текущего ремонта на следующий календарный год. Если не прислала - вам и флаг в руки: имеете право сами рассчитать тариф и провести собрание. Любой суд выиграете, раз УК не выполнила свои обязанности - не дала предложения по тарифу.

• Председатель лично, совет дома или общее собрание (это на каждом доме по-разному - кому поручило ранее собрание) должен до 31 декабря рассмотреть предложения УК, и если он согласен с ними - подписать соответствующие документы;

• Если у председателя (совета, собрания) есть замечания - чтобы не перебрасываться бумагами, по практике представители дома идут в УК и обсуждают данные вопросы. Если договорились - УК вносит изменения в свои предложения, и они подписываются в новой редакции собственниками. Если до 31 декабря не договорились - с 1 января автоматически действует тариф мэра. В 2020 году в ООО «Труд», например, так случилось на одном доме - ул. Калинина, 13, где сорвали собрание совета дома и тариф не приняли вообще никакой. В итоге получили тариф администрации на пять рублей больше, чем предлагал совет дома.

 

Что изменилось в содержании бланков в 2020 году в сравнении с предыдущими годами?

• Дополнили текст основного вопроса № 2 - про тариф, а именно, для доказательности (так как в каждом доме есть люди, которые сомневаются во всём) прямо в текст вставили ссылку на соответствующий приказ Минстроя РФ и инструктивное письмо министра. Кто не знает - напомню, что в 2018 году Минстрой РФ пришёл ровно к тому, к чему пришли мы со старшими по домам в 2006 году: что тариф нужно повышать на величину инфляции, так как любое иное повышение (больше или меньше) вызывает споры, и обосновать, сколько точно денег нужно на обслуживание дома, невозможно в принципе. К примеру, кто знает, как сложатся цены на материалы, какая погода будет в будущем году и так далее.

• Помимо повышения тарифа на 4 процента в смету по просьбам представителей домов включена новая строка - 9.4. «Оплата государственной пошлины для подачи в суд исков», которая, подчёркиваю, находится за повышением тарифа на 4% (это новая услуга, новая строка).

Суть конфликта всем председателям советов домов известна. Для того чтобы подать в суд иск на неплательщика за содержание жилья или за капитальный ремонт, необходимо сначала заплатить в суд пошлину (потом эти деньги вернёт должник вместе долгом). Бухгалтерия УК часто отказывалась выделять эти средства, так как не было понятно, откуда их брать, нет в смете такой строки. Кто поумнее, закладывал эти деньги по строке «Непредвиденные расходы», кто-то писал заявления, чтобы брать деньги со строки «Текущий ремонт», а у кого-то там был минус. Бухгалтерию тоже нельзя обвинить, так как задача бухгалтерии при том договоре, который рекомендует Общество потребителей, где всё по строкам затрат, чтобы потом жильцы не обвинили УК в нецелевом расходовании средств.

Потому мы посоветовались с группой представителей домов и решили выйти из этой конфликтной ситуации просто - включить соответствующую строку в смету. УК, с кем я беседовал, такое решение также устроило.

Напомню, что принципиально - данная строка 9.4 - добровольная. УК в неё вмешиваться не будет: сколько заложите туда средств - столько исков УК и подаст, а не будет там денег - неоткуда брать на госпошлину. Так что решайте сами, а кто затрудняется с расчётами - приходите посоветоваться в бухгалтерию УК, посмотрите, сколько и на какие суммы на доме непросуженных хронических должников по содержанию и по капремонту, и будет понятно, какую сумму закладывать. На кого уже есть судебные решения на часть долга - эту часть от суммы долга для расчёта пошлины нужно отнять, так как на неё уже есть судебное решение.

• Изменяется строка 9.5, которая раньше была 9.4. «Непредвиденные расходы» - теперь она называется «Фонд аварийного ремонта и иные непредвиденные расходы». По сути, ничего и не изменилось - она была всегда в первую очередь для аварийных ситуаций (а также, чтобы компенсировать недоплату отдельных граждан по текущему ремонту, так как общая годовая сумма на текущий ремонт, как правило, подгонялась под смету необходимых работ, и иначе не хватит средств). Суть проста - с 1 января 2021 года изменяется федеральное законодательство: вводится новое понятие «аварийный ремонт» и новая строка в смете, название которой указано выше.

Напоминаю, что строка 9.5 также добровольная - в случае аварии и при отсутствии средств по данной строке у нас по договору, а с 1 января и по федеральному законодательству, УК имеет право снять деньги с любой строки сметы - просто другие работы (услуги) потом не будут выполнены.

 

Форма принятия тарифа

По форме принятия тарифа с юридической стороны никаких новшеств нет - законодательство не изменилось. С практической стороны, с учётом пандемии коронавируса, полагаю правильным следующее.

В тех домах, где нет конфликтных ситуаций, тариф повышается несущественно, не добавляется новых работ и услуг, кроме указанных в настоящей информации судебных расходов и аварийного фонда, обойтись письмом, суть которого ранее объяснялась в материалах газеты (напомним, что поскольку тарифы администрации, как правило, больше тарифа, сформированного УК, то достаточно написать типовое письмо о том, что председателем согласовывается предложение УК, и не применять тариф мэра). Если кто из жильцов напишет потом жалобу - просто УК отменит тариф по письму и примет тариф мэра, потом жильцы пусть с жалобщиком разбираются, что повысили тариф. Такие случаи уже в истории были - прокуратура соглашалась с законностью действий УК - применён тариф мэра.

Вместе с тем ряд председателей попросили, чтобы не решать единолично, - заручиться хотя бы протоколом заседания совета дома, куда пригласить также активистов, не входящих в состав совета дома. Потому впервые изготовили такие протоколы. Однако эти протоколы нигде в законодательстве не указаны и имеют только моральное значение - юридически они ничем не важнее, чем письмо председателя совета дома, хотя я лично с ними согласен - чтобы потом не обвинили, что сам всё решил за всех.

У кого ТСН (ТСЖ, ЖСК), те, как всегда, в лучшем положении - там достаточно письма председателя правления, а если есть протокол правления - вообще никакая жалоба не страшна.

В тех домах, где с достаточной очевидностью можно ожидать конфликтной ситуации - где, например, есть жаждущий претендент на пост председателя совета дома, где есть штатные «писатели», а равно если совет дома задумал существенно поднять тариф в части текущего ремонта для выполнения тех или иных работ, нужно прийти и посоветоваться. Если проводить собрание нереально, то если ограничиться письмом - напишут жалобу, о последствиях которой написано выше.

Впервые пишу о следующем. Каждый год попадают бумаги, которые в принципе не относятся к данному дому. Напомним, что решения, протоколы, письма, протоколы совета дома (правления ТСН) имеются трёх видов: для домов с договором управления (это основная часть домов), для домов с непосредственным управлением (это небольшие дома до 30 квартир) и для ТСН (ТСЖ, ЖСК). Проверьте - какие бланки дают вам, бывает так, что решение дают одно, а протокол другой.

Все они очень отличаются между собой. В частности, напоминаю, что в ТСН (ТСЖ, ЖСК) тариф существенно ниже, так как за ряд очевидно ненужных для жильцов услуг они не платят.

Согласно тексту письма (протокола собрания, совета) вознаграждение председателя совета (правления) повышается на те же 4 процента, как и весь тариф (если раньше у вас протокол был оформлен правильно - там было указано, что при возрастании тарифа вознаграждение автоматически повышается на тот же процент), если этого не было написано - внести данный пункт в протокол сейчас на все последующие годы.

Скачать документы вы можете по ссылке.

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий