Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

03 февраля 2021 15.12

Считаем срок поверки счётчика

Эксперт в сфере ЖКК Александр Лихачёв продолжает отвечать на вопросы читателей «Вашего ОРЕОЛА»

Считаем срок поверки счётчика

Олеся Слуцкая

Как срок считать?

«Купили и установили счётчики ХВС и ГВС в 2010 году, а в 2020 году прислали уведомление о необходимости поверки или замены. Разве так правильно? Полагаю, нужно считать 12 лет от даты покупки и установки, а не от даты изготовления.

Т. Г. Горина, ул. 4-я Кордная».

Ответ краткий...

Всегда срок поверки и замены прибора учёта считается от даты изготовления прибора учёта - это касается и воды, и света, и газа, и так далее. Потому именно срок изготовления, а не срок продажи или установки указан на корпусе счётчика.

И развёрнутый

Обязанность устанавливать и вводить в эксплуатацию общедомовые и индивидуальные приборы учёта возложила на собственников помещений в доме ч. 5. ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №  61-ФЗ. Но просто установить счётчики недостаточно, в процессе их эксплуатации нужно проводить обязательные мероприятия: проверки и поверки. Расходы за поверку прибора учёта также ложатся на собственников помещений дома.

Поверки приборов учёта проводятся, чтобы убедится в исправности прибора учёта и точности его показаний. Каждый счётчик имеет свой межповерочный интервал. Межповерочным интервалом считается период, на протяжении которого показания прибора учёта считаются достоверными на основании сведений, полученных в ходе предыдущей поверки.

Обязанность проводить поверки устанавливает постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. Согласно п. 81(10) документа эксплуатация, ремонт и замена приборов учёта осуществляются в соответствии с технической документацией на счётчик.

При поверке приборов учёта применяются положения Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к ним, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик измерений.

Бывает так, что владелец счётчика не соблюдает периодичность поверок. Это грозит ему тем, что показания прибора учёта будут считаться недействительными, и оплачивать потреблённые коммунальные ресурсы придётся по нормативу.

Кто определяет межповерочный интервал?

Межповерочный интервал прибора учёта определяет производитель прибора учёта на основании совокупности факторов, которые могут повлиять на его работу: конструкция, принцип действия, условия эксплуатации. Интервал поверки индивидуального прибора учёта производитель указывает в документации на счётчик.

При покупке счётчика нужно обратить внимание на дату его производства: межповерочный интервал начинается с этой даты, а не со дня приобретения или установки прибора учёта.

Первичную поверку делают на заводе-изготовителе при выпуске с производства. Эта дата заносится в технический паспорт прибора учёта. Там же указывается межповерочный интервал. Таким образом, межповерочный интервал отсчитывается с даты первичной поверки на заводе-изготовителе. (п. 2 Порядка проведения поверки средств измерений (утв. приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 № 125).

В России в качестве индивидуальных приборов учёта чаще всего применяются тахометрические механические водосчётчики. Как правило, отечественные изготовители счётчиков на воду в паспорте прибора указывают межповерочный интервал на 4-6 лет. Поверку счётчика лучше сделать до той даты, когда истекает межповерочный интервал. В противном случае вам придётся обращаться в коммунальные службы для перерасчёта объёмов потребления воды.

Поверкой ОДПУ занимаются специализированные организации. Они проверяют счётчики на соответствие ГОСТ 8.156 и МИ 1592-2015. Согласно указанным документам процедура поверки ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счётчика, проверке его герметичности и определении погрешности прибора.

При внешнем осмотре проверяются:

- документация прибора учёта;

- состояние его лакокрасочного покрытия;

- чёткость надписей и символов на корпусе, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчётного устройства;

- наличие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание

показаний;

- наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счётчиков проверяют путём создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа. Счётчик будет считаться рабочим, если в течение 15 минут после начала проверки в местах соединений и на корпусе не появится течи воды или отпотевания.

Поверку ОДПУ воды можно провести как на месте, без снятия счётчика, так и отправив счётчик в метрологическую лабораторию.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трёх поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определённой при различных расходах.

Хитрости поверки

Если счётчик удачно выдержал все испытания, в техническом паспорте прибора учёта ставится отметка о его поверке и выдаётся свидетельство о поверке. Затем прибор учёта можно эксплуатировать дальше.

Бывает и так, что в ходе поверки выясняется, что прибор учёта дальше эксплуатировать нельзя. В этом случае вы получите извещение о непригодности и будете вынуждены демонтировать и заменить счётчик. Денег за поверку никто не вернёт - поверку-то сделали.

Вот на этом основана торговая хитрость - почему всегда и поясняю: покупать счётчики лучше только у поставщика ресурсов: в водоканале, горгазе, энергосбыте и так далее. Торговцы приобретают долго пролежавшие на складе приборы учёта и выставляют цену дешевле, чем у новых, а потребители ведутся на дешевизну, а потом кусают локти - срок-то межповерочный год-два остался вместо четырёх.

Можно ли уменьшить плату ОДН за холодную воду?

«Живу в однокомнатной квартире в 4-подъездном доме на 60 квартир. ОДН - 87 рублей в месяц. То есть с одной квартиры в год получается 2100 кубометров за уборку подъездов. Хотя в подъездах нет крана для технички - воду берут в квартирах, и наша УК «Комфортный сервис» выводить такой кран отказалась, заявив, что мы, мол, сами согласились нести дополнительные расходы на воду - ОДН нам считают с площади квартир. Как реально и законно отказаться от оплаты ОДН? Если выведут кран, как оплачивать только 1,44 кубометра для уборки?

Людмила Николаевна, ул. Бородина, 12».

Сначала конкретно по вашим вопросам. Реально законно отказаться платить ОДН любой, не только ХВС, возможно одним путём - переехать в частный дом. В многоквартирном доме ОДН положено платить. Даже если выведут в подъезд кран - платить будете не за потребление из этого крана, а по формулам, определённым постановлением № 354 от 06.05.2011 года.

Теперь подробнее по порядку. Первое - про кран. Действия УК незаконны, если только такое решение приняло общее собрание - кран должны вывести. В своих УК я стараюсь всюду вывести такие краны, чтобы было удобно уборщицам. У вас добросовестный директор Александр Викторович Кукузей, мы переговорим, надеюсь, он пойдёт навстречу.

Второе - про согласие собственников платить за дополнительный расход воды на ОДН. Здесь отвечу поподробнее, хотя в 2017 году об этом писали.

С января 2017 года наше человеколюбивое государство перевело ОДН из коммунальных услуг в жилищные, по моему мнению, чтобы побольше содрать с населения через тариф УК, и чтобы мы платили за должников. Но, как обычно, в постановлении написали хитро, что типа государство не виновато. Поэтому записали, что формально собрание собственников может принять решение - согласиться разбрасывать сверхнормативное ОДН пропорционально по площадям квартир или чтобы эту разницу платила УК - так как в норматив вкладываются единицы домов.

А потом получилось вот что. Я лично у себя собрал всех председателей советов домов, ТСН (ТСЖ, ЖСК) и честно сказал: вот постановление - вы имеете право, но УК тоже платить эти деньги не будет, так как не с чего: мы же не можем с другого дома взять - это воровство будет. Других денег у УК нет, если не воровать у жильцов. Потому либо подписывайте у собственников протокол о согласии на сверхнорматив, либо разрываем договор управления ввиду изменения обстановки - есть такая статья в ГК. Все согласились.

Абсолютное большинство управляющих компаний в городе поступили по-другому. Ведь никто не хотел платить лишнее, но и дома потерять боялись. Потому пошли по двум вариантам. Те, кто имел какую-то совесть, поступили следующим образом: в протокол написали такую формулировку (со статьями, пунктами, но не указав суть), что никто не понял - за что голосуют, старшие получают деньги в УК, прошли и подписали.

Но большинство УК вообще ничего не подписывали и сфальсифицировали эти протоколы, сдали их в энергосбыт, водоканал, ОмскРТС. Потому могу предложить вам единственный реальный вариант: через вашего председателя совета дома или лично поехать в эти организации, найти протоколы и проверить, есть подписи 50 процентов собственников или нет. Если нет - взыскать с УК за три года и дальше платить по нормативу.

Другое дело - посоветуйтесь сначала с жильцами. Ведь нужно понимать, что никакая нормальная УК не станет платить за жильцов сверхнормативный ОДН, тем более что ваш дом по площади совсем даже не прибыльный. Поэтому в результате поиска правды можете остаться на бобах - УК расторгнет договор.

Наконец, постараюсь пояснить вам, как вообще считается ОДН, так как из вашего письма следует, что вы недавно присоединились к читателям нашей рубрики, - я не раз об этом писал. Вы неверно понимаете, что такое ОДН, и сводите его только к воде, которая фактически идёт на уборку подъезда. Это не так. Логика законодателя в 2007 году, когда первый раз этот ОДН ввели, была иная. Вот стена дома, на узел на прибор учёта (по крайней мере, по закону он должен там стоять) вошло, к примеру, 100 кубов, из них 80 кубов использовали жильцы в квартирах по счётчикам, а где нет в квартире прибора учёта - по нормативу по числу жильцов, ещё 10 кубов своровали квартиранты (это где в квартире ноль прописанных, а живёт семья из трёх человек, например), 5 кубов ушло на мытьё полов и полив деревьев, ещё пять кубов спустил слесарь для промывки стояков при ремонте. Вот всё это воровство (не путать с должниками), слив и полив и ушло на ОДН.

Вы смотрите со своей стороны, а я попытаюсь по-простому пояснить, как по закону, уж поймут или нет читатели, тут я не виноват. Представьте себя хозяйкой водоканала или энергосбыта, кем уж больше нравится. Вы поставили до границ дома (до стены) ресурс, который вы тоже купили у поставщиков - вам его ведь не дали на халяву. Вы хотите получить плату за весь ресурс? Хотите. Потому вам всё равно - потребили эту воду жильцы или слесарь слил для промывки батарей. Деньги на стол за весь дом.

А вот дальше то, что многие уяснить не могут. По Гражданскому кодексу с 1994 года весь многоквартирный дом является общей собственностью всех собственников помещений - жилых и нежилых, потому там всегда будет ОДН как разница между потреблением любого ресурса во всех помещениях и общим размером поступившего на входе в дом ресурса. Его можно лишь уменьшить борьбой с воровством и установкой всеми квартирных счётчиков, примеры есть.

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий