Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

22 февраля 2021 07.30

Абстракция пейзажа

В стенах центра «Эрмитаж-Сибирь» начала работу выставка омской художницы Ольги Кошелевой.

Абстракция пейзажа

Фото: Анна Шестакова

Экспозиция названа «Сознание пейзажа» (0+). У Ольги Кошелевой это юбилейная персональная выставка - десятая по счёту. И очень символично, что она проходит в новом здании на улице Музейной.

По словам замдиректора музея имени М. А. Врубеля Ирины Симоновой, пастель - очень интересная техника, это и графика, и живопись, цвет и свет. Графика Ольги всегда светлая. На первый взгляд работы могут показаться абстрактными, но чем больше вы будете в них вглядываться, тем сильнее начнут проявляться узнаваемые картины. Это и весеннее путешествие по Санкт-Петербургу, и взгляд на наш Омск с нестандартного ракурса, это и Грузия. Причём все работы на выставке - из мастерской художницы, это работы последних лет.

«Ваш ОРЕОЛ» поговорил об экспонатах с Ольгой Кошелевой и куратором выставки Вадимом Савельевым, специалистом экспозиционно-выставочного отдела, культурологом и философом.

- Ольга, мы привыкли видеть пастель только за стеклом. Как так получилось, что ваши картины «обнажены»?

- Для меня ситуация тоже уникальная. Это произошло буквально накануне открытия выставки. И я считаю, что это большое достижение. Мой куратор, руководство и все работникам музея

пошли на риск, хотя и с моего разрешения. Мы приняли это решение внезапно. Изначально вся экспозиция находилась за стеклом. Но это выглядело будто выставка пятидесяти зеркал. Поэтому было получено разрешение, и буквально за один день стёкла сняли.

- Дислокация работ на выставке потрясающая!

- Мы работали над ней вместе с куратором и работниками музея. У меня сразу была задумка сделать развеску блоками. И, конечно, любая экспозиция - это головоломка, но в общем, у нас, я считаю, всё получилось.

- Откуда появилось название «Сознание пейзажа»?

- Название предложил куратор. У меня обычно сложности с названиями (смеётся).

- Здесь три работы 2021 года - «На заре» и две «Белый город». Это с натуры?

- Это, скорее всего, натурное восприятие поездки по Грузии. Такое эмоциональное состояние, когда внутри тебя распирает, и ты уже знаешь, что ты хочешь что-то сделать.

- То есть заря не омская, а грузинская?

- Да, хотя это что-то общее, без географии.

- В аннотации к выставке написано, что ваши произведения это абстракция, а натурализма больше в названиях.

- Да, я всегда даю такое натурное название, чтобы был посыл для зрителя, чтобы ему было доступно дальнейшее понимание, расшифровка работы, потому что в принципе все работы реалистичны. Это не абстрактное отвлечённое мышление, когда художник мыслит абстрактными формами. Нет, я абсолютно считаю себя реалистом.

- У вас к каждой работе название - это точка отсчёта?

- Да, точка отсчёта, точка масштаба. А дальше это просто переосмысление, визуализация и возможность для зрителя самому найти свой контекст прочтения работ.

 

Куратор Вадим Савельев:

- Главная изюминка в том, что мы экспонируем пастель без стекла. Это совершенно другое ощущение, и это очень редко делается. В данном случае, поскольку все эти работы принадлежали Ольге, она смогла пойти на такой риск. Мы из своих фондов просто не рискнули бы выставлять пастель без стекла. А художнику захотелось показать их в таком первозданном виде зрителю. Здесь видно саму яркость пастели. Для зрителя это необычная эмоция. Все пастелисты волшебники, откровенно говоря.

- Ольга сказала, что название выставки предложили вы?

- Да, мы с ней размышляли о том, как назвать выставку, придумывали концепцию и в итоге решили сконцентрироваться на том достаточно забавном эффекте, который возникает от просмотра её работ. Пейзаж вступает со зрителем в некую активную коммуникацию, как будто бы сам пейзаж является сознанием, а не просто восприятием самого зрителя. Пейзаж входит в зрителя уже готовый, субъектный.

- Стоишь у картины и расшифровываешь эту шараду…

- Да, да, да. Получается, что одно из тех удовольствий, которые может получить зритель от искусства Ольги, это не просто зрение и восприятие картины. Это восприятие того, как ты в качестве зрителя воспринимаешь картину.

- Как вообще вам работалось с Ольгой Кошелевой?

- Во-первых, работать, однозначно, очень приятно. Это интересный, мыслящий художник, и это искусство не для себя, не вещь в себе. Это искусство, через которое Ольга общается со зрителем. Оно не герметичное, не закрытое. Это искусство, с которым вполне можно вступать в общение, и даже то самое отсутствие стёкол - показатель того, насколько её творчество ориентировано на зрителя. Оно не пытается понравиться, но оно хочет быть зрителю дано.

 

Справка

Ольга Кошелева родилась в Омске в 1966 году. Окончила художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института имени А. М. Горького. Студенткой художница создала свои первые станковые живописные произведения, вступила в объединение художников «Пульс» и начала активную творческую и выставочную деятельность.

Выставочная практика художницы насчитывает около ста проектов. Ольга Кошелева является участницей и дипломантом международных, всероссийских и межрегиональных выставок. Её работы хранятся в собраниях Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Городского музея «Искусство Омска», Томского областного художественного музея, в галереях и частных коллекциях в России, Франции, США, Великобритании.

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий