Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

24 февраля 2021 17.00

На личном приёме в «Магните»

В прошлом номере мы опубликовали решения по нескольким типичным ситуациям, связанным с услугой по обращению с твёрдыми коммунальными отходами..,

На личном приёме в «Магните»

Олеся Слуцкая

... в том числе - образец заявления об освобождении от платы за услугу по обращению с ТКО на период временного или постоянного отсутствия в жилом помещении. Сегодня вторая часть материала с моего личного приёма в ООО «Магнит».

Сколько баков можно ставить на площадке?

Более десяти обращений - почему-то только из Кировского и Советского округов - поступило на тему, что администрации округов разрешают установку более пяти баков для отходов на одной контейнерной площадке.

К сожалению, те ответы из Кировской окружной администрации, которые были мне продемонстрированы жильцами, соответствуют законодательству. Другое дело, что, кроме закона, чиновники должны ещё понимание иметь - и от пяти-то контейнеров летом запах и мухи на километр, а тут целый десяток. Даже если утром из них как положено мусор вывезли, к вечеру они уже полные, и вонь стоит конкретная.

В связи с началом мусорной реформы пересмотрели СанПиНы, и, как всегда в последние годы, - против людей. Кто помнит, несколько лет назад новым СНИПом сократили расстояния между зданиями, так что из окна в окно всё просматривается, а теперь увеличили количество контейнеров на площадке и приняли ряд иных неправильных решений.

Конкретно речь идёт о том, что 5 декабря 2019 года Главный санитарный врач Российской Федерации подписал постановление № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (вместо аналогичного советского СанПиНа 1988 года), где в пункте 2.4 указано следующее:

«2.4. Для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.

Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО».

Кстати, пользуясь случаем, напоминаю, что в том же пункте содержится правильное требование (оно было и в советском СанПиНе) о специальных площадках для крупногабаритных отходов: «Накопление КГО должно осуществляться в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трёх сторон высотой не менее 1 м».

Напомню, что при инвентаризации я лично в каждом КТОСе встречался и говорил об этом - только из-за вируса не стали штрафовать УК и ТСН, где не оборудовали эти площадки, и народ считает, что мы забудем. По крайней мере, я - точно не забуду и напомню в начале лета прокурорам округов и начальнику ГЖИ. Потому не обижайтесь - я лично против куч мусора в жилых микрорайонах, и раз мне доверили этот участок, буду об этом говорить. Это не такие расходы - 20-40 тысяч по текущему ремонту или по спецсчёту - оборудовать асфальтированную или бетонированную площадку с ограждением для диванов, окон, ёлок и другого крупногабарита.

 

Кто должен выделить землю под площадку?

Ответ прост - администрация города Омска, то есть персонифицированно отвечает мэр города.

В разное время в ООО «Магнит» обратились председатели товариществ собственников недвижимости «Мира 104» и «Вокзальная 20».

Ситуации у них, по сути, одинаковые, но не совсем. Про дома в конце проспекта Мира два года назад уже кратко писал. Жильцы пяти домов ранее осуществляли накопление ТКО на площадке соседнего дома в границах его земельного участка, но теперь вновь избранный председатель совета того дома предложил им до 1 октября 2020 года найти себе другое место и прекратить носить мусор в чужой двор. В чём он совершенно прав, и я его поддерживаю двумя руками. Каждый дом должен иметь собственную площадку на собственном или дополнительно предоставленном городом земельном участке.

Но земельный участок под многоквартирным домом № 104 сформирован муниципалитетом без учёта требований федерального законодательства, в том числе там нет места для оборудования контейнерной площадки и специальной площадки для накопления КГО. Однако имеются прилегающие неразграниченные земли в собственности муниципалитета.

На Вокзальной, 20 несколько иная, но, по сути, схожая ситуация. Дом стоит таким образом, что во дворе детский клуб, детская игровая и спортивная площадки на весь микрорайон. То есть контейнеры поставить просто негде - не выдерживаются нормативные расстояния от этих сооружений. Вот жильцы десятилетиями и носили мусор куда придётся. Но теперь так не получается - все соседние дома закрыли свои дворы и площадки.

Ну, во-первых, позволю в очередной раз отметить, что в домах, где создали ТСН (а оба этих дома - в прошлом муниципальные) - жизнь идёт более активно, там более активные жильцы и председатели. Надо создавать ТСН!

Во-вторых, как безобразно работает мэрия! Я наблюдаю за ситуацией вокруг отсутствующей помойки дома по ул. Вокзальная, 20 уже восемь лет - это ТСН обслуживается в ООО «Труд» - с 2013 года. Восемь лет они подают во все инстанции бумаги, чтобы город выделил землю под помойку. За это время построили Крымский мост, ледокол «Арктика», газопровод «Южный проток». А бумаги председателя ТСН В. А. Шестаковой за 8 лет прошли путь из департамента городского хозяйства до департамента имущественных отношений, где и покоятся ввиду постоянной смены кадров в департаменте имущественных отношений и в департаменте архитектуры. А после ухода из администрации А. В. Подгорбунских этот вопрос по земельным участкам под домами (не только под помойки) вообще никак даже не рассматривается.

Теперь о правовых основаниях. В силу требований статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - это целиком зона ответственности органа местного самоуправления:

«Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов».

Очень надеюсь, что соответствующий департамент положит на стол ответственных чиновников мэрии данный материал, так как все разумные сроки решения этого вопроса истекли, в противном случае нам не останется ничего другого, кроме как обратиться в природоохранную прокуратуру о нарушении органом местного самоуправления своим бездействием прав большого круга лиц - жильцов данных домов.

 

Может ли ТСН оплачивать вывоз мусора по факту?

На первый приём 19 сентября 2020 года обратился один из самых добросовестных председателей ТСЖ города Олег Петров. Он поднял совершенно логичный вопрос, который волнует многих других председателей ТСН, ТСЖ, ЖСК, советов домов, да и рядовых жильцов.

Почему ТСЖ как юридическое лицо не может заключить договор с региональным оператором на вывоз ТКО не по нормативу на человека, так как понятно, что 25 килограммов мусора в месяц никто из нас не выбрасывает, но мы за это платим, а по факту вывезенных контейнеров? Так, например, платит магазин или садоводство.

Вроде логично - чем ТСЖ отличается от любого другого юридического лица? Тем можно платить по факту, почему ТСЖ или УК нельзя? Тем более что, строго говоря, расчёт платы за обработку ТКО определяется как раз в килограммах и тоннах, а уже потом пересчитывается в подушный норматив.

Как я понимаю, в этом одна из причин того, что наше областное минприроды перенесло срок введения раздельного сбора отходов (напомню, он должен был начаться с 1 декабря 2020 года, теперь перенесён на год). Дело в том, что многие не знают - а в Правилах № 354 написано прямо, что при внедрении раздельного сбора ТКО вывезенные в общую массу отходы могут оплачиваться по факту - то есть чтобы людям было выгодно сортировать и оплачивать уже только оставшийся после сортировки мусор.

Но для многоквартирных и жилых домов (кто забыл: на бюрократическом языке «жилой дом» - это индивидуальный частный дом на земле) на сегодняшний день такого разрешения нет - хоть действуй через УК или ТСН.

На этот счёт есть поручение ещё Д. А. Медведева, но, к сожалению, из-за смены кадров в Минприроды России с декабря 2020 года вопрос заглох. Ещё в мае 2019 года Минприроды РФ подготовило соответствующие поправки в Правила № 354, которые позволят оплачивать фактический вывоз отходов во всех случаях, даже до перехода на раздельный сбор. Так, предлагается закрепить право региональных властей принимать решение об оплате потребителями вывоза мусора, исходя из количества и объема контейнеров и бункеров для его накопления, установленных на площадках. «В указанном случае расчёт платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами будет рассчитываться исходя из общего объёма и количества вывезенных контейнеров и бункеров пропорционально нормативной доле образования твёрдых коммунальных отходов», - говорится в пояснительной записке к проекту поправок. Это позволит избежать «конфликтных и неразрешимых ситуаций между потребителями и региональными операторами по определению способа оплаты, а также ситуаций, при которых собственники нежилых помещений в многоквартирных домах занижают фактические объёмы образования твёрдых коммунальных отходов» - отмечает Минприроды РФ.

Как положено, после общественного обсуждения поправки в декабре 2019 года переданы в Минэкономики РФ на заключение, где их след затерялся.

Почему я молчу и не прошу, например, омских депутатов Госдумы посодействовать? Ситуация двоякая. Убеждён, что в ТСЖ, где председателем Олег Петров, будут реально оплачивать фактический сбор отходов, но в десяти соседних (условно, конечно) домах - просто выбросят мусор в овраг или на помойку другого дома. Вот что будет. К сожалению, многие наши жители не настолько сознательны и выберут меньшую плату, а не чистую страну. Вот сейчас, когда все платят по нормативу, хотя бы никто не выбрасывает мусор по рощам и берегам рек. Кладём в помойку - ведь всё равно платим «Магниту».

Есть и вторая ситуация: от садоводов много жалоб, что председатели экономят, мусор по неделе лежит, гниёт и воняет, так будет и в некоторых многоквартирных домах. Потому торопиться здесь не вижу смысла, пока не введут раздельный сбор. Вот тогда будет всё логично: платим только за отходы.

В следующем номере - ответы на вопросы садоводов, пожалуй, самые острые проблемы сейчас именно там.

 

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий