Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

04 июля 2021 08.23

В «Пятом театре» стартует «Процесс»

Судьями для главного героя станут сами зрители.

В «Пятом театре» стартует «Процесс»

2 и 3 июля на сцене «Пятого театра» состоится премьера спектакля «Процесс» в постановке Дмитрия Лимбоса. Режиссёр известен омичам работой «Лысая певица» - пьеса Ионеско легла в основу спектакля в жанре абсурд, который очень полюбился зрителям.

На этот раз руководство «Пятого театра» предложило Дмитрию взять материал на серьёзную тему. Режиссёр выбирал между несколькими авторами - Кафкой, Оруэллом, Чаком Палаником. В итоге выбор пал на пьесу Фердинанда фон Шираха «Террор», за постановку которой ранее в России никто не брался. Но с оригинальным названием в афише театра спектакль не появился - опасались, что страшное слово «Террор» может отпугнуть зрителя. Поэтому театр попросил режиссёра выбрать свой вариант, и Дмитрий Лимбос предложил название «Процесс».

«Террор» - это наши предлагаемые обстоятельства, сама ситуация, в которой мы находимся. До того как прочитать пьесу, я прочёл название, и у меня ассоциация сразу, что в ней драйв, огонь, жесть. Читаю - а там суд, все говорят, никто никого не убивает. И я думаю: «Где террор? Это же процесс». Но название тоже не просто так придумано, это не эпатаж. Террор - это глобальные обстоятельства, в которых находятся наши герои. Да и мы живём в мире, где в любой момент может произойти массовая трагедия не по нашей вине, а мы можем стать свидетелями либо жертвами», - комментирует режиссёр.

По сюжету пьесы главный герой - молодой майор ВВС - сбивает гражданский самолёт, который захватил террорист-смертник. На борту было 164 человека, включая маленьких детей. Своим непростым решением он спас переполненный стадион болельщиков, на который был направлен лайнер. Имел ли этот человек право противопоставить одни жизни другим? Драматург не даёт ответа, он позволяет сделать выбор читателю, а Дмитрий Лимбос - зрителю.

Именно люди в зале становятся присяжными и судьями. Посредством голосования зритель определит финал истории и судьбу центрального персонажа.

«Здесь не столь важно, как проголосуют зрители и каким будет приговор - обвинительным или оправдательным. Важно, чтобы мы могли понимать, какие есть у нас варианты. Потому что мы живём на автомате, думая, что бессмертны, что в мире нет войн, а теракты - это где-то там. Пьеса заставляет задуматься в глобальном масштабе - что нужно делать, чтобы сохранять человечность? Нужно спасти как можно больше жизней, даже принося в жертву меньшинство, либо нужно беречь до последнего уважение к человеческому достоинству, к правам человека и его личности?» - ставит вопросы Дмитрий Лимбос.

В роли обвиняемого Ларса Коха - Евгений Фоминцев. По словам актёра, он внутренне защищает своего персонажа: «В любой острой ситуации катаклизма, войны и так далее самое логичное - это пожертвовать группой людей, чтобы сохранить целостность организма». Евгений Фоминцев считает, что если такая ситуация происходит в неоднозначное время, когда идёт угроза обществу в целом, то необходимо приносить какую-то жертву, чтобы сохранить общество.

Предвкушая вопрос, по реальным ли событиям написана пьеса - нет, это выдумка. Но такая история случиться может. Актриса Мария Долганёва, исполняющая роль прокурора, признаётся, что после прочтения пьесы у неё было полное ощущение, что она об этом слышала или читала в реальном времени.

«Конкретно эта ситуация вымышлена, но в ней есть много из наших реалий. Драматург, я думаю, просто как человек системы понял, что это можно донести через художественные образы, чтобы подключить общество, чтобы люди задумались. Вопросы, которые поднимаются в этой пьесе, дают зрителям такую возможность», - говорит Мария Долганёва.

Что интересно, у пьесы «Террор» есть свой сайт. На нём карта мира, где точечками разных цветов обозначены театры во всех городах, где ставилась эта пьеса. Сайт создан ради статистики голосования зрителей. Так, мы можем посмотреть, какой выбор сделали зрители США, Японии, Китая. Сейчас на карте появится первая точка России - город Омск, «Пятый театр».

«Я люблю актуальные театры, актуальные темы. А в этой пьесе больные для России вопросы. Сейчас идёт такая тенденция, что от художников требуют разумное, доброе, вечное, когда в стране творится неразумное, злое и посредственное. Мне кажется, это неправильно, искусство должно быть острым, оно должно вызывать вопросы, впечатлять людей», - говорит режиссёр.

Для искушённого театрала будет интересен ещё один момент. Дело в том, что Дмитрий Лимбос в своей постановке решил сделать синтез психологического Станиславского и брехтовского эпического театра, потому что пьеса даёт на это все ресурсы. В истории заложены такие герои как прокурор, адвокат и председательствующий, у которых нет задачи вызвать сопереживание. У актёров даже нет задачи погрузиться в роль - только донести мысль так, чтобы эмоции не мешали.

Почему это важно? Потому что в русской культуре мы живём не по закону, а по сердцу, по правде, по совести. Есть опаска, что русский зритель может не включиться в мыслительный процесс, а будет голосовать сердцем. Но команда «Пятого театра» настаивает, что решение нужно принимать обдуманно.

«Ты приходишь не только как зритель, но ещё и как человек, от которого что-то зависит. И если ты веришь в это и подключаешься, то смотришь спектакль по-другому - как полноправный участник события. И это один из необычных моментов», - убеждена Екатерина Кулакова, заместитель директора «Пятого театра» и автор экспериментальной площадки «Пространство 25».

Что: спектакль «Процесс» (18+)

Где: Омский государственный «Пятый театр»

Когда: 2, 3 июля в 18.30

Стоимость: 450-700 рублей

 

Ирина Романова

Фото с репетиции Анны Шестаковой

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавьте "Новый Омск" в свои избранные источники

Добавить комментарий