Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

06 апреля 2016 10.47

«Как омич Казанник вышиб Ельцина из Верховного Совета» — Минжуренко

Наш колумнист опровергает некоторые мифы о знаменитом событии перестройки.

Фото: ria.ru

Уже вижу удивлённо поднятые брови читателей, глянувших на заголовок: они-то ведь точно знают, что в действительности было ровно наоборот - это Казанник уступил своё место в Верховном Совете СССР Ельцину в 1989 году. И все это знают. Однако всё было не совсем так, как отложилось у всех в памяти.

А вот как было на самом деле. Совет Национальностей (а Ельцин и Казанник шли по национально-территориальным округам) формировался следующим образом. От каждой союзной республики туда выбиралось по 11 депутатов, от каждой автономной республики - по 4, от автономной области - по 2 и от автономных округов - по одному человеку. Все депутаты разошлись по своим республиканским совещаниям и стали согласовывать списки кандидатов. Не сговариваясь, все вполне разумно решили предложить съезду списки равные по численности приведённым квотам. И это было логично. Нелепо было бы вместо 11 человек от союзной республики предложить съезду, например 12 или 13. Всем было ясно, что съезд проштампует решения делегаций, и таким образом Верховный Совет будет сформирован согласно предложениям самих республик. Это вроде бы всем было ясно. Но один человек думал иначе.

И вот как протекало совещание в российской делегации депутатов, избранных по национально-территориальным округам. В списке депутатов, предлагаемых от имени России в состав Совета Национальностей Верховного Совета СССР, было, как и у всех других республик, 11 фамилий, в числе которых был, конечно, и Борис Ельцин. И тут депутату Алексею Казаннику показалось, что данное совещание протекает недостаточно демократично: вот, мол, опять на 11 мест всего 11 имён. Он встаёт и выступает с критикой такой процедуры. Президиум не стал спорить со смутьяном и предложил всем вносить свои поправки. Однако против кого-либо из 11 предложенных кандидатур никто не возразил. Тогда Казанник снова возмутился совпадением числа кандидатов и числа мест в Верховном Совете: как, опять безальтернативное голосование? За что боролись?! А почему бы России не выступить тут в авангарде демократических новаций и не предложить съезду список большим числом, чем 11. Вот пусть съезд и выбирает. Ах, как демократично! (Даже излишне демократично: таджики и туркмены, азербайджанцы и узбеки с прочими теперь бы решали - кто из россиян достоин занять место в парламенте.) И тут Алексея Ивановича спросили из президиума, а есть ли у него конкретные предложения по увеличению списка. Казанник немного засмущался, но останавливаться не стал и сказал: а вот, например, моя кандидатура. Могу же я предложить и себя? - Конечно, можете - был ответ. В президиуме возникло некоторое замешательство, но тут депутат Ельцин поддержал предложение депутата Казанника, и оно было поставлено на голосование. И депутаты в большинстве своём проголосовали за поправку Казанника.

Никто и не успел, кажется, прикинуть, к чему это может привести. И, таким образом, Россия здесь выпендрилась, и только она и внесла на решение съезда список из 12 имён, а не из 11-ти.

Ну а то, что произошло в дальнейшем, вообще-то, легко было вычислить. Голосование-то шло по принципу вычёркивания из бюллетеня тех, против кого был голосующий. А так как в российском списке было 12 имён, то в Верховный Совет-то всё равно проходили из них только 11 человек, а следовательно, голосование по нашей делегации оказалось рейтинговым, то есть тот депутат, который получал наибольшее число голосов «против», и оказывался двенадцатым, в Верховный Совет не попадал. А у кого было больше всего противников, в том числе и из других республик? Правильно - у Ельцина.

Так и получилось: если против безвестных кандидатов было по 10-20 голосов, то против более известных - по 60-90, а Ельцин набрал более 600 вычёркиваний и твёрдо занял последнее место. Вот так Алексей Иванович Казанник и вышиб Ельцина из состава Верховного Совета. А шишки-то за это посыпались на Горбачёва. Москвичи были уверены

в том, что именно он с помощью каких-то козней не допустил попадания своего оппонента в постоянный парламент.

Я вполне верю в то, что Алексей Иванович, предложив свою кандидатуру, не просчитал ситуацию до конца. В подтверждение этого могу привести такой факт: добившись включения себя в список, накануне решающего дня он разбудил меня в два часа ночи (наши номера были соседними), поведал о заседании по формированию Совета Национальностей и сказал: «Александр Васильевич, я, кажется, такую глупость совершил! Страшную глупость!! Что теперь делать?!». Сон пропал, и мы стали обсуждать возможные варианты выхода из сложившейся ситуации. Собственно, вариантов было не очень много.

А назавтра произошло то, что и наделало много шума: депутат Казанник отказался от своего места в Совете Национальностей в пользу Ельцина. И никто как-то не задумался: а почему Казанник? Почему именно он, а никто другой? Не зная предысторию о самовыдвижении Казанника, журналисты сделали вывод на бегу: потому что он очень хороший, он - настоящий демократ, и он очень любит Ельцина. А Казанник просто исправлял свою ошибку, так как оказался виновником всего конфуза. Будучи, безусловно, человеком порядочным, он ужаснулся нечаянно содеянному и уж никак не мог воспользоваться сложившимся положением. Каково бы было ему восседать в Верховном Совете, зная, на чьём месте он сидит?! Да и москвичи со временем вызнали бы подробности вытеснения их любимого кандидата из парламента. Мало бы не показалось. Нет уж, тут нужно было действительно костьми ложиться, но отказываться от мандата. В жизни вот так и случается порой, выбор всего из двух вариантов: либо ты подлец - либо молодец.

В итоге и Ельцин в Верховном Совете остался, и наш омский депутат прославился.

Материал был опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ»

Самое актуальное в рубрике: Политика

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

курносый
Чрезвычайно интересно!
21 июня, 08:46 | Ответить