Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

23 марта 2018 10.00

Почему в Омской области провалили программу капремонта

Наш эксперт Александр Лихачев объясняет.

Ирина Алексеева

В последнее время вновь стала широко обсуждаться проблема капитального ремонта многоквартирных домов по ФЗ № 271, или попросту - за 6,7 рубля с квадрата.

Причинами, как представляется, явились три вещи: активизация фонда по принудительному взысканию с жильцов платы за предыдущие периоды; незаконный перенос сроков ремонта по общему котлу; обнаружение чиновничьей заначки в 500 миллионов рублей, которая «крутится» в банке под процент.

Поэтому мы решили немного отложить очередную тематическую публикацию (после электроэнергии на очереди газ) и в очередных номерах поговорим о капремонте, тем более что это касается всех жильцов многоквартирных домов области.

Сначала общие положения для понимания ситуации, так как я очень ценю, что наши материалы смотрит наиболее грамотная часть читателей, кто хочет понимать, откуда ноги растут, потом практика.

Отличную схему поменяли на плохую

1. Краткая история вопроса (так как, несомненно, в новом году к нам присоединились новые читатели). При СССР капремонт многоквартирных домов делался раз в 20 лет за счёт государства, так как само жильё и квартиры в них были государственными (в колхозах - за счёт хозяйства, а ЖСК по Закону должны были постоянно пополнять фонды ремонта, аналогично тому, как это делается сейчас (потому, кстати, почти все кооперативы ушли на спецсчета, и там никто не возмущается).

При бардаке 90-х годов капремонт не делал никто, но отдельные области деньги брали. В том числе тогдашний мэр Омска В. П. Рощупкин, съездив в Эстонию и Латвию, ввёл через горсовет в конце 90-х годов сбор 15 копеек с метра, против чего тогда жёстко выступали двое депутатов - ваш автор и А. В. Цимбалист. (Кстати, коммунисты во главе с Соседовым тогда проголосовали «за».) Никакого ремонта никто, естественно, не делал, так как в городе денег не хватало, отдельных счетов никаких не было - всё просто шло в городской бюджет. После моих трёхлетних хождений по разным инстанциям прокурор города опротестовывает решение горсовета, и незаконный сбор прекращается.

В 2007 году, явно под выборы Д. А. Медведева, В. В. Путин подписывает закон № 185 о капитальном ремонте, который я лично считаю наиболее грамотным во всех отношениях за почти 30 лет жизни России.

Если кратко, по тому закону средства в капремонт должны были вкладывать все, и, соответственно, все стороны были заинтересованы, потому и положительный результат был: половину средств платило государство, примерно 25 процентов область, 20 - город и 5 процентов (в последней редакции закона - 15) - жильцы. А за выбор подрядчика и результаты работ юридически и материально отвечала управляющая организация. Считаю такую схему справедливой и работающей: кто давно трудится в совете дома или в КТОСе, помнят: каждый год, кроме первого (когда было недоверие), конкурс составлял по два дома на одно место. В год в Омской области делали 1000-1500 домов. Это сразу прошу отметить - в два-три раза больше, чем сейчас, и при полном отсутствии всяких фондов капремонта.

Значит, вывод-то простой: схема 2007 года была верной, а нынешняя - ошибочная, раз не работает уже четыре года подряд при разных начальниках. Не могут же все четыре директора фонда (его нынешний руководитель Дмитрий Карась подал заявление об отставке) и четыре министра ЖКХ быть плохими. Значит, система негодная.

Основное отличие прежней схемы от нынешней простое. Раньше в ремонте были задействованы материально и физически все стороны, имеющие отношение к эксплуатации дома, сегодня - только жильцы и область в лице непонятного фонда. Раньше порядок отбора подрядчиков и проведения работ определяли на местах, теперь принят единый порядок, ничего не имеющий общего с практикой.

Чиновничий беспредел и объективные причины

Федеральный центр, органы местного самоуправления и управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) из схемы исключены, в том числе благодаря недалёкой жилищной политике нынешних властей Омской области.

А теперь обращаю внимание на название закона № 185. В нём и кроется ответ на то, кто и почему придумал нынешний закон № 271-ФЗ. Полагаю, большинство читателей забыли, как назывался этот чудесный закон - не пытайтесь вспомнить, не вспомните: не «О капитальном ремонте», не «Об улучшении жилищных условий» - нет, не о том думали законодатели: закон называется «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Полагаю, не нужно иметь высшее юридическое образование, чтобы понять, что в названии любого документа содержится его идея. По моему мнению, суть была не только и не столько в том, чтобы сделать ремонт, а в том, чтобы создать ещё одну кормушку для чиновников. Достаточно сказать, что годовая зарплата Константина Цицина, директора этого самого фонда, в 2009 году составила 16,9 миллиона рублей - в четыре раза больше, чем у президента, а всего в этом фонде изначально трудились 96 человек, потом их количество возросло.

Вот мы и подходим к сути, почему и откуда появился Закон № 271-ФЗ о капремонте (правильно он называется не так: «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации…». Таких причин несколько.

Во-первых, никогда не нужно забывать про роль личности в истории (помните, обществоведение, 10-й класс?). По закону № 185-ФЗ с 2014 года этот самый фонд подлежал ликвидации - срок действия программы заканчивался. Да ещё тут попалась принципиальный депутат от «Единой России», которая инициировала проверку контрольно-счётной палаты, выявившей в деятельности фонда многомиллионные нарушения. Казалось, всё - фонд закроют, даже вице-премьер сказал об этом публично.

Но не тут-то было: депутата эту как-то случайно не избрали в новый состав Думы, а для продолжения работы фонда срочно придумали и приняли новый закон № 271. Всё очень просто. Неужели Цицин и чиновники фонда допустили бы сокращение своей конторы?!

Во-вторых, были и объективные причины. Кто следит за федеральной повесткой, помнят наводнение на Кубани и пожары на Дальнем Востоке. В обоих случаях частное жильё людям восстанавливали за счёт государства. Тогда Дмитрий Медведев сказал, вообще-то, справедливую вещь, что бюджет несёт убытки, поскольку наши люди не привыкли и не хотят страховать своё имущество, и нужно найти механизм, чтобы больше не повторялись такие непредвиденные расходы. Вот они и нашли: теперь все аварии компенсируются из средств фонда капремонта - за счёт других домов, за счёт нас с вами.

В-третьих, ввиду обострения международной обстановки осложнилась ситуация в экономике, и государство просто посчитало невозможным больше финансировать половину стоимости ремонта и решило возложить это на жильцов.

Наконец, справедливости ради нужно указать и о четвёртом: в стране изменился общественно-политический строй. Большинство населения, судя в том числе и по последним выборам, это поддерживает. Но ведь любые права неотделимы от обязанностей. Мы почти все приватизировали жильё, нам нравится его дарить, продавать, завещать, сдавать внаём, получать ренту, а вот нести обязанности многие не хотят. Бедные председатели и члены советов домов знают, с каким трудом идёт сбор подписей за дополнительные расходы по оплате любого ремонта, будь то пластиковые окна или замена бойлера. Да вы и сами это знаете. Когда такие люди начинают спорить со мной, почему я поддерживаю такие «поборы», всегда говорю им: так расприватизируйте квартиру - не будете платить за капитальный ремонт. Сразу прекращают разговор или переходят на оскорбления - сказать нечего. Логика правительства - воспитать, как они это называют, «ответственного собственника».

Вот, если кратко, сумма субъективных и объективных причин, почему закон о капремонте был принят именно тогда - 25 декабря 2012 года - и именно в таком виде: чиновников сохранить, а весь ремонт за счёт населения.

Продолжение в следующем номере.

Председатель Общества по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Александр Лихачёв

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 12(1001) от 21 марта 2018 г.

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Статьи

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Новости от партнеров

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 4):

рос
Само право собственности подразумевает возможность распоряжаться этой собственностью, принимать собственнику какие-то самостоятельные решения по этому поводу. Но такими Законами, как Закон о капремонте и подзаконными актами практически все эти права от собственников отчуждены.
ЖК РФ устанавливает, что вы передаете свои средства в собственность некоего фонда, а взамен получаете от фонда не капремонт, а всего лишь обещание произвести его когда-нибудь в будущем. Порядок, и, самое главное, срок, в течение которого будет проведен кр, в законе не установлены. А планы могут рисоваться какие угодно, планы - это не закон.
Не говоря уже о том, что сбор и акумумулирование денежных средств - это финансовые услуги.
Финансовые услуги ведь не относятся ни к коммунальным, ни к жилищным услугам. Тогда почему их регулирует Жилищный кодекс?
Более того. В ЖК РФ много что понаписано по поводу обязанностей собственников имущества. Но ЖК РФ отношения прав собственности не регулирует, значит применяем Гражданский кодекс РФ. Т выходим на необходимость заключения договора, где бы прописывались все существенные условия. Без договора - собственника с фондом вообще не связывают какие-либо гражданско-правовые отношения.
Слишком уж много нестыковок с уже существующими нормами и... здравым смыслом. Например, ЖК РФ предусматривает начисление пени за просрочку уплаты взносов.
В случае нарушения сроков Фонд тоже заплатит собственнику неустойку (пени)? Или неустойку (пени) можно начислять только на одну из сторон?
А с какой конкретно даты собственнику можно начать отсчет 10-дневного срока, чтобы потребовать от Фонда неустойку? Ведь в планах Фонда указан лишь год предполагаемого ремонта? Который, к тому же, легко можно передвигать. Обязательства должны быть взаимны и одинаковы.
Никто "не увидел" махровую коррупционность Закона. Ушлым гражданам дается возможность (за мзду малую) передвинуть свой дом по срокам, а уж чиновники всегда смогут обосновать перенос.
И т.д., и т.п.

24 марта, 06:20 | Ответить
рос
И Гражданский кодекс, и ЖК РФ говорят, что "собственник обязан нести бремя содержания общедомового имущества", - это было аргументом при принятии закона о капремонте, в частности - в обосновании обязательности уплаты взносов.
Но собственнику этими поправками в ЖК РФ почему-то отказано в праве накапливать на капремонт самостоятельно.
В соответствии со ст. 35 Конституции, помимо распоряжения своей собственностью ("...совместно с другими лицами" ) собственник вправе также и ЕДИНОЛИЧНО распоряжаться собственными средствами.
Т.е. в случае с КР, собственник на законном основании вправе принять и такое решение - самостоятельно накапливать необходимые на КР средства на своем индивидуальном счете, самостоятельно определять сумму накоплений, место размещения этих средств и т.д.
Если собственник примет именно такое решение, ему невозможно будет вменить уклонение от "несения бремени содержания..."
Законом также не запрещено собственнику для оплаты выполненных работ по КР взять кредит в финансово-кредитных учреждениях. Или изыскать иные, не запрещенные Законом, источники финансирования капремонта. Главное - оплатить выполненные работы по капремонту его дома.
Если никакого ремонта не будет, то и деньги собственника останутся у него. Было уже ранее, ведь годами отчисляли деньги на капремонт. Ни денег, ни капремонта. И даже искать никто не стал. Объявили новый побор, пардон, взнос.
Ну а авансовые платежи, если собственник добровольно принял решение перечислять деньги Фонду - его дело.
24 марта, 05:48 | Ответить
Лихачев
Уважаемый гость сайта с именем Рос. Периодически просматриваю материалы, так как обещал читателям давать свои ответы и комментарии. Внимательно прочитал Ваши аргументы. Меня заинтересовал новый из них (так как я много по этой теме читаю) - что ЖК урегулировал вопросы, относящиеся к финансовыму праву.
В целом с Вами согласен - так как я к простой формуле склоняюсь - что Вы пишете в конце.
Я собственник и вправе сам решать - как мне владеть, пользоваться и распоряжаться. Но я не знаю, сколько Вам лет - мне уже 60 - потому привык к беззаконию со стороны государства. Вот оно так захотело. Там косяков много, главное - до сих пор удивляюсь, ну хотел Цицин остаться на своем фонде. Но другие то там юристов много - почему в таком виде приняли закон. Ясно - должен быть не фонд, а учреждение. Спасибо за комментарии.
24 апреля, 01:55 | Ответить
Фрок
[Комментарий удален]