Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

27 октября 2018 11.00

Екатерина Жигалова: «Я ни разу не пожалела, что вернулась в Омск»

В новом сезоне труппу Омского Музыкального театра пополнила новая солистка – Екатерина Жигалова. Балерина уже успела покорить сердца омичей исполнением главной роли в постановке «Эсмеральда». О своем творческом пути, особенностях балетного мира, шоколаде и любви к классической литературе Екатерина рассказала в своем интервью.

Фото из газеты «Ваш ОРЕОЛ»

С первых минут общения можно понять, что Екатерина – человек основательный и целеустремленный. Балет для нее – это не только филигранность движений, но и серьезная психологическая и эмоциональная работа. Екатерина родилась в Омске, первые шаги в балете делала в студии Музыкального театра. Но карьера Екатерины сложилась в Санкт-Петербурге, где девушка жила последние 14 лет. В этом году ради работы в Музыкальном театре она решила вернуться в Омск. Помимо «Эсмеральды», зрители могут увидеть Екатерину Жигалову еще в других постановках: «Идиот», «Юнона и Авось» и «Обнаженное танго». В них балерина исполняет главные женские партии.

Екатерина, что повлияло на ваше решение вернуться в Омск?

– В начале этого года я получила от главного балетмейстера Надежды Калининой приглашение принять участие в балете «Эсмеральда», который ставился в Омском музыкальном театре. Я видела работы Надежды Станиславовны и очень заинтересовалась ими. Поэтому ее приглашение для меня было заманчивым. Я приехала в Омск, отработала несколько показов в марте, потом в мае. После этого мне предложили работу в труппе Музыкального театра. На тот момент обучение в консерватории Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге подходило к концу и я думала о своей дальнейшей карьере. Не могу сказать, что мне легко далось это решение – за 14 лет я привыкла к Петербургу. С другой стороны, поработать в Омском музыкальном театре было для меня интересно. Здесь очень обширный репертуар – есть и авторские, и классические постановки, а для любого профессионального артиста разноплановость ролей всегда привлекательна. Я подумала: ведь можно действительно рискнуть и сделать этот шаг. Приехать и насладиться творчеством и вдохновением. На данный момент я уже два месяца в Омске и пока еще ни разу не пожалела, что сделала этот выбор.

Я слышала много восторженных отзывов о вашей работе в «Эсмеральде». Каким лично вы видите образ этой героини, легко ли вам было воплотить его на сцене?

– Эсмеральда доверчива, но в то же время она очень благородна и никогда никого не обидит. Взять, например, момент, когда Квазимодо оказался у позорного столба и терпел насмешки толпы. Именно Эсмеральда дала напиться ему воды. Она не побоялась этого человека, несмотря на то что до этого он пытался ее похитить. Могу сказать, что в жизни я тоже доверчивый и наивный человек, поэтому образ Эсмеральды мне не противоречил.

Екатерина, существует мнение, что балет – это искусство для избранных. Здесь особые, жесткие требования. Вы согласны с такой точкой зрения?

– Когда я поступала в хореографическое училище, не все проходили отбор. Во-первых, ты должен соответствовать по здоровью. Все поступающие обязательно проходят медосмотр, где проверяют зрение, легкие, сердце и т. д. Во-вторых, немаловажное значение имеют пропорциональные данные внешности – в училище предпочитают брать стройных детей, с длинными руками и ногами. Конечно, в десять лет сложно предугадать, каким ребенок станет в процессе взросления. Бывают случаи, что маленькая, тоненькая девочка может потом превратиться в «кубышку». В таком случае идет отчисление по профнепригодности. Существует много других критериев для будущих артистов балета: гибкость, пластичность, чувство ритма и т. д.

Как вы попали в мир балета?

– Когда мне было пять лет, мама привела меня в балетную студию при Омском музыкальном театре. Я занималась там пять лет, принимала участие в спектаклях текущего репертуара театра. Как-то из Новосибирска приехала группа педагогов, они смотрели детей десятилетнего возраста. Наиболее способных пригласили приехать на вступительные экзамены в Новосибирское государственное хореографическое училище. Я попала в этот отбор, успешно сдала экзамены, и так с десяти лет началась моя детская самостоятельная жизнь. Учеба длилась восемь лет, в этот период я жила в интернате при училище. Во время моего последнего года обучения в Новосибирск приезжал на гастроли Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана. Их директор пришел посмотреть выпускников нашего училища, нескольким студентам предложили приехать в Санкт-Петербург – была возможность попасть в труппу театра. Среди этих студентов оказалась и я, мы все подготовили свои номера для просмотра, после которого мне предложили работу в театре Бориса Эйфмана, где я отработала десять лет. Потом я решила поступить в консерваторию Римского-Корсакова на специальность «балетмейстер-репетитор».

Екатерина, «Театр Бориса Эйфмана» – это очень престижное место для любого артиста балета, почему решили оттуда уйти?

– Балетный век недолгий, в 38 лет артисты уже выходят на пенсию. Чтобы быть востребованным в дальнейшем, нужно подумать заранее о том, чем ты хочешь заниматься. 90% артистов продолжают карьеру по своей специализации и становятся педагогами, репетиторами. Есть и такие, кто уходят в совершенно другие сферы. Я отработала десять лет как артистка балета в театре, но потом решила, что пора идти дальше – хотелось реализовать себя в чем-то другом. Во время учебы я устроилась в театр оперы и балета при консерватории, но, к сожалению, этот опыт был не очень удачный – я заработала серьезную травму. Когда я восстановилась, меня позвали обратно в театр Бориса Эйфмана, но уже в качестве педагога-репетитора. Эту работу я совмещала 3,5 года с обучением в консерватории.

Артисты балета могут быть «свободными художниками» и работать сразу в нескольких местах и труппах?

– Да, у меня есть знакомые ребята, которые работают, как сейчас модно говорить, фрилансерами. В Санкт-Петербурге на данный момент много коллективов, которые регулярно гастролируют. Например, кто-то собирает на определенный период труппу из разных артистов, они уезжают на гастроли на два-три месяца, зарабатывают деньги, возвращаются, расходятся по своим театрам. Раньше артистам балета можно было работать только официально. Раз уж ты получил образование, нужно было куда-то устроиться, чтобы потом не было проблем со стажем работы. Ведь, в отличие от других профессий, у нас срок работы небольшой – 20 лет. Сейчас, когда появилось больше возможностей, конечно, хочется и там поработать и здесь, и съездить куда-нибудь. Есть ребята, которые так и работают, но по большей части все равно артисты стараются служить в государственном театре.

Расскажите о вашем рабочем дне?

– Рабочий день начинается в десять утра. Первый час для всех одинаковый – у нас идет урок, а дальше расписание строится в зависимости от текущего репертуара. Не могу сказать, что каждый день работа планируется одинаково. Она может продолжаться с 10 до 14, а потом с 18 до 20-21. У Эйфмана рабочий день у нас начинался с 11-ти. Мы работали до 15 часов. Следующий рабочий блок продолжался с 19 до 22. То есть у артиста между рабочими часами обязательно должен быть перерыв, чтобы была возможность восстановиться. Но если тебе нужно было что-то выучить, подготовить, то можно было взять дополнительное рабочее время.

Сколько часов в день в среднем работает артист балета?

– Примерно семь часов, но иногда может быть больше – восемь, девять и т. д.

Смотришь фильмы про балет, танцы или спорт, и там часто показывают, как человек, чтобы стать лучшим, начинает сутки напролет тренироваться. Это все преувеличение?

– Сутки напролет – точно нет. Балет – физически тяжелое искусство. Тело не может находиться в напряжении целый день. Поэтому перерывы и выходные дни необходимы.

Не только благодаря кинематографу, но и литературе, а также СМИ про балет сложился стереотип, что это одна из самых жестких профессий в плане конкуренции. Все эти истории про иголки в пачках и стекла в пуантах от конкуренток – это миф или в нем есть доля правды?

– Сколько работала в театре, никогда не сталкивалась с тем, чтобы сыпали в пуанты стекла или иголки. И среди знакомых из других театров никто про что-то подобное не рассказывал. Я иногда тоже смотрю эти фильмы и думаю – вводят же публику в заблуждение! Хотя, может быть, где-то такое и есть, берут же откуда-то сюжеты для таких фильмов. Что касается конкуренции, то, конечно, она есть. Как среди ведущих солистов, так и среди кордебалета. Где ты стоишь – в первой линии или последней, какие номера исполняешь – все это имеет значение.

Как, на ваш взгляд, можно выделиться среди остальных?

– На мой взгляд, лучше не оглядываться на других, а сконцентрироваться на себе. Приходить каждый день в балетный зал и стараться самого себя усовершенствовать. Каждый артист знает свои слабые стороны. Где-то увидеть их помогает педагог. Он может со стороны оценить и сказать – что хорошо получается, а что нет. Каждый раз ты приходишь в зал и думаешь, что ты хочешь конкретно в этот день получить. Так, маленькими шажочками пытаешься улучшить то, что тебе не удается. Просто целенаправленно стремишься делать что-то лучше.

Екатерина, что в балете важнее – отточенность техники или драматургия?

– Если мы рассматриваем классический балет – «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», то здесь на первое место выходит техническая сторона. По сравнению с авторским балетом, эмоции тут более сдержанные, каноничные. В авторском балете, к которому как раз относятся работы Надежды Калининой, драматургия и техника должны быть в совокупности. Без эмоций и чувств эти балеты существовать не могут. Зачастую такие работы имеют более глубокое содержание, чем классические. В авторском балете сочетаются литературный источник, видение балетмейстера и восприятие самих артистов.

Екатерина, на артисте всегда лежит большая ответственность, особенно если он исполняет центральные партии. Что делать, если накануне выступления, а особенно премьеры, артист заболел? Как поступаете вы – не выходите на работу или, превозмогая себя, все равно выступаете?

– Если я заболеваю, то все равно работаю. Если я дам себе слабину, то мне себя потом будет трудно собрать, а плохое самочувствие будет только усиливаться. Я уже давно поняла – как бы мне ни было тяжело в первый день, я лучше переборю себя, мне потом становится легче. Кто-то, наоборот, считает правильным день отлежаться, чтобы восстановиться, а уже потом выходить на работу. Конечно, если я сильно устаю, то могу целый день пролежать, не двигаясь. У меня была подобная ситуация перед премьерой «Эсмеральды» в марте. В плане стояла сценическая репетиция, а у меня ночью перед этим внезапно подскакивает температура до 38 градусов. Ушла с репетиции, сутки поспала, на следующий день вышла на работу.

Насколько я знаю, артисты балета придерживаются жесткой диеты: с одной стороны, должны быть силы для выполнения физических нагрузок, с другой – необходимо поддерживать определенный вес. Придерживаетесь ли вы какой-либо диеты?

– У меня нет диеты. Так получается, что я целый день почти ничего не ем, основное потребление еды у меня вечером. На завтрак я пью кофе, могу съесть ложечку меда. Никогда не обедаю, но бывает перекус – конфетка, печенька… На ужин могу съесть кусок мяса, курицы или рыбы. Фастфуд не люблю, предпочитаю домашнюю еду.

То есть сладкое для вас не табу?

0 От него я не могу отказаться! Это то, что должно быть всегда у меня доме. Очень люблю выпечку, печенья, торты… Раньше у меня вообще не было ни дня без шоколада, сейчас в приоритете сдоба. Если есть кусок мяса или торта, я отдам предпочтение куску торта. Мне никто не верит – невозможно быть такой худой и любить сладкое! Я думаю, что за долгие годы работы каждый артист выстраивает для себя определенный режим питания. Так, чтобы ему было комфортно существовать. Я знаю, что многие артисты для поддержания энергии едят шоколад. Для кого-то, наоборот, лучше съесть кусочек мяса. Также многие в день спектакля съедают порцию меньше обычного.

Екатерина, мы с вами очень много говорили про работу. Расскажите, а как вы любите отдыхать?

– В свободное время люблю читать. Из последнего, что мне особенно понравилось – это «Человек, который смеется» Виктора Гюго. С удовольствием перечитала бы эту книгу еще. Выбор произведения у меня зависит от настроения. Не всегда могу взять что-то крупное, иногда хочется просто почитать поэзию. Не так давно увлеклась поэзией Цветаевой.

Помимо чтения книг, я люблю ходить по музеям или выезжать за город. Когда жила в Санкт-Петербурге, мне очень нравилось ездить в Павловск, в Пушкин. Это те места, где душа отдыхает. Также я люблю ходить по театрам, смотреть за работой актеров в других жанрах. У каждого актера ты можешь найти что-то особенное и примерить на себя. И это может помочь тебе в своей работе. Мы все друг у друга учимся. Не важно танцуешь ты, поешь или говоришь.

Самое актуальное в рубрике: Охота впечатлений

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 6):

Петр1
В Омске думала проще)))
17 января, 12:40 | Ответить
Петр1
Ну видимо в Питере не нашла себя,
17 января, 12:39 | Ответить
Ирина
Это вместо Ннны Маляренко пригласили с Питера балерина??? Я читала,что балет изначально ставился на Н.Маляренко.
30 октября, 20:05 | Ответить
чак-чак
Страшилка, как раз для фляги.
29 октября, 12:05 | Ответить
Любитель
А что, настоящая балерина должна быть мясистой? Очень приятная и интеллигентная артистка. Удачи!!
28 октября, 15:49 | Ответить
Омич
Чет какая то жилистая сильно. Нет женственного обаяния балерины.
27 октября, 15:51 | Ответить