Ваш Ореол

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Ваш Ореол

07 февраля 2019 11.00

Будет ли ли в подъезде унитаз? Часть 2

«ОмскВодоканал» хочет ввести новый платёж - плату за ОДН по водоотведению. Законно ли это, размышляет наш эксперт Александр Лихачёв. В прошлом номере мы рассказали об истории вопроса, теперь - позиции сторон спора.

Фото: pixabay.com

Формула расчёта

Напомним, что мы излагаем правовую позицию ресурсоснабжающей организации. Они представили уже и формулу, как считать ОДН на водоотведение. И не верьте, что это будет четыре или десять рублей, как сейчас обещают - будет столько, сколько положено по Правилам № 354:

«В объём сточных вод, отводимых за расчётный период (расчётный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учёта сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

VСТ = VХВС + VГВС, где:

VCT - объём сточных вод, отводимых за расчётный период (расчётный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;

VXBC - объём холодной воды, поставляемой в расчётный период (расчётный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;

VГBC - объём горячей воды, поставляемой в расчётный период (расчётный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом».

Кому неохота вникать - перевожу на русский: ОДН за канализование равно сумме ОДН ХВС плюс ОДН ГВС - иначе говоря, вешайтесь, как говаривали «деды» вновь призванным в часть молодым воинам.

Второе. АО «РосВодоканал» объединяет семь областей РФ. В шести ОДН за водоотведение платят, и только в Омской не платят. Вопрос логичный к местному руководству сетью, и его задают в Москве.

Третье. АО «ОмскВодоканал» обратилось в Минстрой России и получило оттуда ответ о том, что ОДН за водоотведение нужно взимать во всех домах, где имеется система централизованного водоснабжения. Лично видел письмо, но с ним не согласен. Этому не удивляюсь - к сожалению, многие письма Минстроя РФ крайне неграмотны по своей сути.

Чтобы больше эту тему не обсуждать - неоднократно писал: любое письмо любого начальника не является источником права, то есть документом, на основании которого должны в обязательном порядке действовать граждане и организации. Это только точка зрения конкретного чиновника и не более. Часто неверная, а иногда и просто безграмотная. Причём специалисты знают, что в этом самом Минстрое РФ идёт чехарда кадров, и мы имеем в своих компьютерах по нескольку писем на одну тему прямо противоположного содержания. Достаточно вспомнить недавнее ОДН, когда его переводили в квитанцию УК в январе 2017 году: в январском письме А. В. Чибис требует считать по нормативу и категорически запрещает по счётчику. А через месяц, после всенародного возмущения, он же пишет, что регионы неправильно поняли первое письмо: по счётчику считать можно. А чего там не понять, если было написано ясно - только по нормативу.

«Если услуга оказана...»

Тогда в чём же наши возражения против нового платежа? Ведь известно, что сам я всегда подчёркиваю, что, если услуга оказана, нужно платить. Там такие же люди, рабочие и инженеры, трудовой коллектив. Вообще, АО «ОмскВодоканал» действительно под руководством генерального директора Сергея Шелеста работает очень достойно - ежегодно омичи занимают призовые места на всероссийских конкурсах профмастерства, а главное, по качеству наша водопроводная вода уже больше десяти лет входит в тройку лидеров по стране.

Ключевые слова здесь - «если услуга оказана». Но нет этой услуги в моём доме 1935 года постройки! Нет унитазов в подъездах и подвальном этаже. Нет трапов (решёток для приёма сточных вод). Кто не верит - у нас в подвале выкопана забетонированная яма на случай аварийного сброса. Зато у каждого есть сарай для хранения угля и дров, ну не было при Сталине ОДН, а вот печки в квартирах стояли. Тогда за что платить?

Теперь серьёзно.

Подпункт л) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (это про обязанности жильцов и управляющей организации) гласит: «л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ПРЕДУСМАТИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ТАКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, ОТВЕДЕНИЯ». А в нашем доме и во всех пятиэтажках - не предусматривают. Нет у нас соответствующих сантехприборов - пусть любая комиссия АО «ОмскВодоканал» приходит. Не найдёт даже Шерлок Холмс унитаза в моём подъезде.

Бывает, что одно постановление противоречит другому, мы не раз об этом писали. Но не в этом случае. Второе исходное наше постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» (это по которому нормативы на ОДН рассчитывают) указывает ровно аналогично - вот как звучат соответствующие пункты Правил:

«4.1. При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома:

а) в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащённость в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием».

«10. Нормативы потребления устанавливаются:

- в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома;

- в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, - по каждому виду потребляемых коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии), которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома, а также наличием ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включённых в состав общего имущества».

Логика законодателя проста и справедлива: нет оборудования в доме, значит, нет услуги, и не распространяется на этот дом норматив.

Причём обращаю внимание читателей, что, вообще говоря, и ОДН на водоснабжение мы платим не совсем обоснованно. Можно смотреть и так, как у нас, но и этак - как это сделали в Карелии, где руководитель республики лично вник в вопрос и совместно с РЭК вообще указали на незаконность данной платы для большинства домов и отменили её.

Ведь, как указано выше, плата берётся при наличии соответствующих приборов в местах общего пользования. У нас рабочая группа приняла данный платёж исходя из того, что в подвальных помещениях есть «сбросники» со стояков.

Во всём должна быть объективность

Если смотреть глубже - есть ещё одна тема. Давайте внимательно посмотрим формулу, по которой рассчитывается норматив ОДН на холодную воду, привожу полную формулировку, чтобы не быть обвинённым в выборочном цитировании: «При определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объёма холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам» (пункт 17 приложения № 2 к Правилам № 354 от 06.05.2011).

А где здесь подвальный этаж, где эти самые краны-сбросники и есть? Нету их. А раз данная площадь подвала не учитывается в расчёте ОДН на ХВС и ГВС, с чего вообще мы платим за данную услугу? Вот как рассудили в Карелии.

Наконец, ещё один аргумент ресурсников - про аварийные ситуации. Особенно они любят рассуждать про это, когда касается норматива на холодную и горячую воду - типа трубы промываете, аварии случаются - вода разливается и так далее. Но по канализованию ситуация обратная: если канализация прохудилась и нечистоты ушли в подвал, то, наоборот, нагрузка на канализационную сеть города снизилась. Меньше стоков очищать нужно - экономия чистая. Так что мы не согласные платить ни за что.

Другое дело, во всём должна быть объективность. Есть дома, где данная услуга действительно оказывается, - это дома, оборудованные мусоропроводом. Не все знают, что в так называемых мусорокамерах (это которые внизу возле двери подъезда под стволом мусоропровода) всегда есть, вернее должны быть, краны холодной и горячей воды и трапики (решётки) для приёма сточных вод, так как эти самые стволы и саму мусороприёмную камеру положено промывать. Тут уж не поспоришь - услуга оказывается. Здесь сразу поясню, так как начнутся вопросы: «А на нашем доме нет трапика или крана». Заставьте свою УК их сделать - положено, чтобы были. А значит, аргумент об их отсутствии не принимается - это как с ОДН по электроэнергии.

Поэтому наша совместная с начальником ГЖИ Александром Бурых позиция состоит в том, что комиссии АО «ОмскВодоканал» совместно с управляющими организациями и с участием советов домов должны обследовать те дома, где есть спорные ситуации, и решить: положено на данном конкретном доме платить ОДН за очистку сточных вод или нет.

Это в основном касается тех домов, где мусоропровод заварен. Подчёркиваю, никогда не высказываюсь по этому вопросу, поскольку тут могут быть две прямо противоположные точки зрения. Одни против мусоропровода как такового как места притяжения крыс. И с этим не поспоришь. Другие предлагают первым пару раз в день спуститься с девятого этажа с мусором и подняться обратно. Каждый дом решает сам.

Дело в том, что получается двоякая ситуация: дом-то данной системой оборудован (смотрите выше постановление № 306). Но услуга опять же не оказывается ввиду отсутствия технической возможности (раз мусоропровод заварен) - тогда и платить не за что - это изложено в Правилах № 354. Как я понимаю, платить такие дома не должны, так как логика законодателя в том, что оплачивается именно оказанная услуга.

Если не договоримся, нужно будет рекомендовать собственникам таких домов официально изменить в ЦТИ техпаспорт, исключив оттуда мусоропровод, и тогда с точки зрения закона вообще не придерёшься.

Считаю, что в целом на этот раз позиция АО «ОмскВодоканал» конструктивна. Да, они хотят получить эти деньги. Но делают это не по-хулигански - написали письма в УК, ТСЖ, ЖСК. Прошли консультации в СРО управляющих организаций, РЭК, заседание Народного фронта. За январь по договорённости ОДН по канализованию не начисляли. Кому начислили - это решила выловить рыбку в мутной канализационной воде ваша УК, а таких звонков достаточно много - не платите и обращайтесь в ГЖИ или Общество потребителей. Сейчас направлены письма с просьбой о разъяснениях, но наша позиция будет неизменна. Чего бы там ни написали - письмо не закон, и если начнут начислять ОДН на пятиэтажки - лично поеду опять в Верховный суд.

Самое актуальное в рубрике: ЖКХ-приемная Александра Лихачева

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Новости от партнеров

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 12):

Пешеход
В летний период увеличиваются ОДН холодной воды, т.к. идёт регулярный полив газонов и цветов. Получается, что по новым правилам мы вместо полива ХВ в канализацию сливаем. Чудеса да и только!
09 февраля, 16:45 | Ответить
Лихачев Александр Владимирович
Думаю, Вы следите за полемикой вокруг ОДН по канализации. Полагаю, все-таки удастся решить, чтобы платили только где эта услуга есть - в домах с мусоропроводом. А вообще, у меня иллюзий нет - скоро будем за воздух платить.
18 февраля, 01:18 | Ответить
Виктор
Никаких чудес. Уловка Водоканала. Нет слива в канализацию (это нужно установить актом обследования) - уход воды в землю. А водоснабжение на ОДН определяется по счетчикам ( при наличии, в Правилах методика определения водоснабжения на ОДН достаточно ясно прописана), и, конечно, при поливе газонов водоснабжение на ОДН увеличится.
09 февраля, 18:55 | Ответить
Виктор.
Кстати, Александр Владимирович, вспомните наш разговор о первичных обсуждениях вопросов по теме ЖКХ в КТОС.
07 февраля, 12:41 | Ответить
Лихачев Александр Владимирович
Уважаемый Виктор! Если не ошибаюсь, полемика была в том. что предлагалось обсуждать эти вопросы в КТОСах. Я всегда против этого по двум причинам. Во-первых, в КТОСы ходят далеко не все - есть УК, где проводятся совещания с представителями, которые получают деньги и ходят туда регулярно.
Во-вторых. квалификация большинства председателей КТОСов Вам, полагаю, тоже известна. Чего они смогут обсудить? Нормальные УК все это делают, а у кого левая УК - так сами виноваты. Это мое неофициальное мнение.
А формальная позиция - данные вопросы не входят в компетенцию КТОСа.
С уважением. Лихачев
18 февраля, 01:26 | Ответить
Виктор
А в компетенцию УК входит обман жильцов? Договоры управления у них есть, тем не менее они поддерживают незаконные требования ресурсоснабжающих организаций. В договорах нет требования о передаче показаний ПУ до 26-го числа и оплата предусмотрена по квитанции. Тем не менее, все требуют передачи показаний каим угодно способом, но не по квитанции.
18 февраля, 12:49 | Ответить
Виктор
Нет слива воды на ОДН в канализацию– нет и водоотведения ОДН. В соответствии со ст. 16 «Закона о защите прав потребителей» требование платы за не предоставленную услугу - противозаконно. Налицо манипуляции АО «ОмскВодоканал» с Правилами. Мошенники в ресурсоснабжающих организациях совершенствуются. Пора их остановить и заодно спросить за незаконно установленный расчетный период. Александр Владимирович - флаг в руки!
07 февраля, 11:42 | Ответить
Лихачев Александр Владимирович
Спасибо. Я пошел дальше отвечать и нашел Вашу развернутую позицию на другом материале.
Я там ответил. Полностью с Вами согласен. Обещаю про это написать. Потому второй раз писать нет необходимости - я нашел. С уважением, Лихачев
18 февраля, 01:48 | Ответить
Лихачев Александр Владимирович
Уважаемый Виктор! Вы мне можете один раз написать - что Вы имеете в виду под незаконно установленный период, Вы уже несколько раз писали в разных ветках, что почему никто не реагирует на эти нарушения. Если Вы имеете в виду, что незаконно пени ставят при оплате после 1 числа, эту тему я знаю, но тут только каждый сам вычеркивать може. Но, может быть, Вы еще чего знаете. Спасибо.
18 февраля, 01:22 | Ответить
Виктор
Я говорю о незаконно установленном расчетном периоде ( периоде между двумя показаниями ПУ, состоящим из двух частей смежных месяцев, к примеру: 20 число одного месяца и 20 число другого месяца), установленного ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с п. 37 Правил, утв ПП РФ №354, он должен быть равен календарному месяцу (первый день месяца и последний день этого же месяца). Это же соответствует п.10 Правил, утв. ПП РФ № 776 - по воде; п.24 Правил, утв. ПП РФ№1034 - по теплу и т. д.
Те, кто придерживается этих Правил (снимают показания ПУ в последний день месяца и указывают ух в квитанции при оплате) и страдают от этого, хотя договором установлена оплата по квитанции. Ситуация еще больше ухудшается при наличии общедомового ПУ.
18 февраля, 21:00 | Ответить
Лихачев Александр Владимирович
Вот откопировал себе Ваш комментарий. Тут вместе собраны все правовые нормы. Мне пригодится.
07 марта, 02:26 | Ответить
Виктор
Да, еще: посмотрите Приложение № 2 к Правилам, утв. ПП РФ №354, - там все объемы (как по общедомовым, так и по квартирным ПУ) в формулах приведены за расчетный период. А в соответствии с п.37 этих Правил расчетный период равен календарному месяцу!
18 февраля, 22:02 | Ответить