Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

23 ноября 2016 20.37

Андрей Голушко: «Меня покоробило, когда я узнал, что в Думе ставили елку прямо в зале заседаний»

В рамках региональной недели депутат Госдумы Андрей Голушко провел прием граждан, а также ответил на несколько вопросов «Нового Омска».

Александр Румянцев

Андрей Иванович, говорят, что сейчас партия стала строже следить за тем, чтобы депутаты посещали регионы, от которых избрались. Раньше некоторые избранники могли и месяцами не появляться в «своих» субъектах. Есть ли какие-то санкции для «прогульщиков»?

— Специальных санкций, насколько мне известно, нет, но рано или поздно к таким депутатам со стороны партии появятся вопросы, как они выполняют свои обязанности. Вообще санкции в Госдуме предусмотрены в двух случаях: если депутаты пропускают пленарные заседания или утратили связь с избирателями. Но я не припомню прецедентов, когда кто-то откровенно бездельничал и наплевательски относился к своим обязанностям.

Партия, действительно, стала серьезнее подходить к участию депутатов в региональных неделях. Теперь прием граждан проходит в тесной связке и с местной парторганизацией. Хотя для меня, например, ничего не поменялось. Как раньше, будучи сенатором, я приезжал в Омск на региональную неделю, так делаю это и сейчас.

Во время предвыборной кампании много говорили о том, что состав нового созыва Госдумы должен стать более профессиональным. По вашим ощущением, вырос ли действительно уровень профессионализма?

— Точно чувствуется, что вырос уровень ответственности. В парламенте появилось 225 одномандатников, у которых принципиально иное ощущение связи с избирателем, другая аура. Если ты списочник, то понимаешь, что тебя избрала ограниченная группа лиц, которая симпатизирует партии. Все избиратели ассоциируются с довольно узким кругом людей. У меня же, как одномандатника, перед глазами стоят конкретные территории — Усть-Ишим, Тевриз, Советский округ, конкретные люди, которым я смотрел в глаза, жал руки, давал обещания. Это совсем иные ощущения, ответственность и груз, который давит, давит и давит. Так что в этом смысле атмосфера в Думе поменялась. Нажимая на кнопку, одномандатник видит перед собой глаза избирателей, которые отдали за него голоса.

Вам удалось поработать с Борисом Грызловым в роли спикера. Сейчас Думу возглавляет Вячеслав Володин. Он привнес какие-то изменения в работу парламента?

— Более серьезное значение сейчас имеют вопросы дисциплины: и в плане посещения пленарных заседаний, и участия в работе, и отсутствия возможности передать кому-то право за себя голосовать. Но этого ужесточения следовало ожидать, учитывая личность Вячеслава Володина. Я хорошо его знаю, где бы он ни работал, он всегда демонстрировал сумасшедшую работоспособность и абсолютную системность, базирующуюся на дисциплине.

Сейчас СМИ будоражит новость о том, что в Госдуме отменили новогодний корпоратив...

— До прошлого созыва в здании Думы они никогда и не проходили. Во всяком случае, в 2007-2012 годах, когда я был депутатом, Борис Грызлов (бывший спикер Госдумы. — Прим. ред.) такие праздники не инициировал. Я с удивлением узнал, что шестой созыв ставил елку в зале заседаний. Если честно, меня это даже покоробило.

Депутат из ЛДПР всерьез расстроился по этому поводу. Он весь год учился играть на балалайке, чтобы поразить на корпоративе коллег, а тут выяснилось, что карнавала не будет. На ваш взгляд, такие праздники вообще нужны для укрепления межфракционных связей?

— У меня непростое отношение к корпоративам. Я предпочитаю отмечать праздники с друзьями, а с коллегами по парламенту — предпочитаю работать. Мне есть с кем спеть песню и выпить рюмку, помимо думских коллег. Не думаю, что в корпоративах есть особая потребность. Уж тем более они не помогут в укреплении межпартийных отношений. У нас и без совместных гуляний нет проблем во взаимодействии с другими фракциями.

Читал, что депутаты нового созыва не сразу заехали в служебные квартиры — их ремонтировали. У вас были какие-то проблемы с новосельем?

— Я живу не в государственной квартире, а в своей. Служебной машиной, работая в Совете Федерации, тоже ни разу не пользовался. Помощники, правда, ездят на них, потому что им нужно много перемещаться по моим поручениям. В этом смысле я был и остаюсь очень удобным и недорогим для бюджета страны сенатором и депутатом. Не пользуюсь ни думской квартирой, ни машиной, ни телефоном.

Каких законодательных инициатив стоит ждать от вас в ближайшее время?

— Скоро я готов внести на рассмотрение Думы законопроект, который освободит депутатов сельских поселений от необходимости декларировать доходы. По глупости их приравняли к федеральным и региональным парламентариям, и теперь депутат, скажем, деревни Костино должен, как и я, обнародовать доходы. В случае с депутатами Госдумы все понятно — здесь можно усмотреть некие коррупционные риски, и публикация деклараций помогает их обнаружить. Но я не представляю, какие могут быть коррупционные риски в деревне Костино!

А в экономическом направлении планируете какие-нибудь законопроекты?

— До конца года надеюсь выйти на законопроект, касающийся места регистрации юрлиц. На волне либерального азарта 90-х мы так демократизировали законодательство, что компании сегодня могут иметь юридический адрес там, где им заблагорассудится. Активы, персонал, производственные мощности у них, например, находятся в Омске, здесь же ведется добыча ископаемых и загрязнение природы, но при этом компания зарегистрирована, в условном Владивостоке и, соответственно, именно там она платит налоги. Мы, естественно, не будем жестким императивом ограничивать действия предпринимателей и указывать, где ему можно вставать на налоговый учет, но планируем ввести некое правило, по которому юрлицо может выбрать любое место для регистрации. Однако этот выбор должен быть логически обусловлен: либо на этой территории сосредоточено производство, либо оказывается максимальное воздействие на природную среду, либо здесь работает большинство сотрудников и т. п.

Для Омской области этот проект особенно важен. Но как вы оцениваете шансы на его принятие? Ведь подобные вопросы, как правило, «проходят», если инициируются федеральным правительством, а не депутатским корпусом.

— Более 80% принятых проектов действительно инициированы кабинетом министров. Но это в корне неверная практика и это уже признано на высшем уровне. Но дело же не в том, что правительство не дает депутатам возможности проявлять инициативу. Просто не все депутаты обладают необходимыми навыками грамотного оформления своих предложений. Доходит до смешного. Иногда если на рассмотрение Госдумы выносится какая-то, извините, ахинея, многие сразу догадываются, что этот законопроект инициирован депутатом. Все, что вносится правительством, как правило более тщательно выверено и проработано.

Сфер, где есть неотрегулированные моменты, а значит поле для депутатских инициатив, немало. Но в то же время отдельные сферы нуждаются уже в дерегуляции. Законодательство, связанное с торгами мы, например, зарегулировали до невообразимой степени — проведение конкурсов требует тонны бумаг, огромное количество времени и усилий. А что в итоге? В торгах участвует все больше и больше жуликов. Чтобы получить подряд на строительство, тебе не нужно иметь опыт в этой сфере, оборудование, бригады, достаточно лишь двух юристов и специалиста, который будет перепродавать подряды за 10-20% от их стоимости. С этим нужно разбираться.

Ну и напоследок. Как складываются ваши отношения с Олегом Денисенко, с которым вы конкурировали на сентябрьских выборах в одномандатном округе?

— Никак. Мы друг другу не звонили, не писали, я ничего о нем не слышал и не видел его. Но в любом случае желаю ему здоровья и найти место, где он будет востребован.

Самое актуальное в рубрике: Политика

Добавить комментарий